Юрист: «Ничто не указывает, что у нас произошел переход к лучшим практикам. Силовики будут пресекать, задерживать, привлекать»
Усилит ли власть репрессии против оппонентов?
Ни одна акция, несанкционированная в Беларуси, не состоится. А если состоится, то будет пресечена очень быстро, эффективно, на основании существующего законодательства, — заявил министр внутренних дел Игорь Шуневич в интервью программе «Разговор у президента» в эфире телеканала «Беларусь 1».
Означают ли эти слова главы МВД, что силовики будут действовать в отношении оппонентов власти без всяких ограничений? Насколько такие заявления высокого чиновника соотносятся с Конституцией и другими законами?
По мнению политического обозревателя Павлюка Быковского, подобные высказывания министра свидетельствуют более о каком-то служебном рвении, чем о соблюдении главного закона страны и о каких-то политических реалиях.
— Мирные шествия гарантируются Конституцией, но порядок их организации должен проходить в рамках закона. И тут есть то противоречие, которое, с одной стороны, позволяет властям влиять на то, как они организуются, с другой стороны, власти не обладают правом отменить такие шествия, — считает собеседник. — Поэтому и возник компромисс 25 марта, когда национальному оргкомитету отказали в проведении шествия и митинга, но посоветовали организовать концерт-митинг, то есть, власти не имели права по-настоящему отменить все. В результате они выбрали тот формат, который их устраивает и который они посчитали возможным, но шествие запретили. Еще до Шуневича высказывался и Лукашенко, что шествие не позволит, но это прямо противоречит Конституции в плане того, что мы, граждане Беларуси, обладаем таким правом.
На вопрос, почему именно сейчас, когда власти стремятся наладить отношения с Западом, снова звучат такие угрожающие заявления Лукашенко и Шуневича, собеседник отвечает, что белорусские власти хотят изменить формат, в котором проявляется политическая активность.
— Формат, в котором нет места протесту, но есть место проявлению какой-то гражданской активности. Их устраивает. Что касается протеста, то я не знаю, почему они решили избавиться от этого формата, я не вижу какой-то угрозы правящему режиму от того, что по Минску или регионам прошли бы демонстрации, но видимо аналитики спецслужб какую-то такую информацию отправили «наверх», — полагает Павлюк Быковский. — Скорее всего, это будет создавать проблемы в отношениях с Европой, но не такие сильные, какие заставили бы режим изменить отношение к порядку проведения мирных шествий.
Стоит ли ожидать того, что силовики действительно будут действовать без оглядок в отношении тех, кто решится на проведение несанкционированных акций?
По мнению председателя Правозащитного центра «Весна» Валентина Стефановича: они уже так и действуют:
— С другой стороны, хоть 25 марта и была поставлена перед ними определенная задача, но они действуют и с оглядкой на международную реакцию, которая пока что все-таки имеет какое-то значение для властей. Но мы в любом случае будем трактовать это как абсолютно непропорциональные действия по подавлению мирных собраний.
У нас в стране собрания действительно мирные, у нас не так много случаев, когда были какие-то действия демонстрантов, которые нарушали общественный порядок или представляли угрозу для других лиц.
Юрист прогнозирует, что при этом силовики будут пресекать, задерживать, привлекать к административной ответственности тех, кто будет участвовать в несанкционированных собраниях, и жесткость этих мер будет зависеть от ситуации:
— Я абсолютно не уверен, что в следующем году 25 марта не будут задерживать участников акций. Ничто не указывает на то, что у нас произошел переход к лучшим практикам. Эта проблема, к сожалению, остается актуальной.
Источник информации: http://www.zautra.by/
Дата публикации: 29 марта 2018