Почему инвесторы не идут в Беларусь
Здания в собственность за одну базовую величину, льготное кредитование, послабление налоговой нагрузки, мораторий на проверки — это едва ли не все «пряники» для потенциальных инвесторов. Казалось бы, предпринимательский рай, да не все так радужно — не спешит инвестор в Беларусь.
А торги, аукционы по-прежнему проводятся, но очень часто без заявок участников. Нераспроданные здания остаются «бесхозными» и нередко представляют собой угрозу людям по причине своей аварийности и ветхости.
Почему так происходит?
В Бресте один из предпринимателей выкупил полуразрушенное строение по улице Советской и реконструировал его под кафе, сохранив историческую память и облик. Но запустить его в работу так и не смог!
Во время реконструкции потребовалось экстренное (немедленное) строительство подпорных стен с тыльной стороны для того, чтобы здание не рухнуло. Предприниматель параллельно со строительством стен занимался получением разрешительной документации по выполняемым работам, но бюрократическая машина настолько «заторможена», что строительные работы сделались быстрее бумаг. Гвоздем проблемы оказалось «полулегальное» строительство подпорных стен, которые замкнув по контуру, собственник на выходе получил кухню, фактически, пристройку.
Непонимание, недоразумение и аргументированное негодование предпринимателя звучит примерно так:
«Все работы я вел строго в соответствие с разрешительными документами и даже при вынужденном экстренном строительстве подпорных стен ради спасения здания, я все действия согласовывал со службами брестского горисполкома. Они шли навстречу и по итогу подписали акт приемки (технической инвентаризации). Ни одна из служб не выявила нарушений по объекту.
В течение месяца после подписания акта горисполком должен был ввести здание в эксплуатацию, но без каких-либо уведомлений горисполкомом сроки были упущены, не соблюдены.
Почему так произошло, я до сих пор не могу найти объяснений?
Бюджет теряет поступления в виде налогов. Я и здание по сей день находимся в неопределенном состоянии. На мой взгляд, репутация чиновников в глазах инвесторов стремительно катится вниз, а полуразрушенных зданий по улице Советская и по сей день много, но их никто не желает их покупать. У инвесторов попросту нет гарантий».
Принимая во внимание документы, представленные предпринимателем в подтверждение своих слов, для справедливости и непредвзятости хочется послушать вторую сторону — горисполком.
— Александр Степанович, что ж произошло? Предприниматель готов к «пуску» и даже акты приемки подписаны вашими службами, а воз и ныне там. Почему не помочь человеку?
— Мы очень хорошо владеем ситуацией по данному кафе, но помочь ничего не можем. Есть указание Минкультуры привести все в первозданный (первоначальный) вид. Предприниматель дошел до Верховного суда и везде получил отказ, что говорит о законности решения Минкультуры. Мы не можем пойти против.
Вот «дивно» получается, предприниматель вложил деньги, местная власть вроде все акты подписала, но не узаконила, а Минкультуры все отменило!
То ли местная власть незаконно акты подписала, раз Минкультуры отменило, то ли предприниматель действительно нарушил законодательство, но каким образом тогда были подписаны акты?
Отвечая на вопрос о «заложниках» ситуации по «Зову» мэр Рогачук сказал, что в течении четырех лет «разгребает наследство» предшественников и его главная задача не допустить теневых, преступных схем бизнеса и власти. Хочется верить, что этот случай относится к указанному «наследству», и целью действий Минкультуры является упреждение (чтобы другим было не повадно) самовольного строительства путем таких радикальных мер (сноса).
А с другой чаши весов стоит гостиница «Мерриот» по той же улице Советской. Вокруг данного объекта было много шума, вопросов и общественных эмоций, но главное, что в результате строительства , возможно случайно, начал рушиться близлежащий дом 2006 года постройки, но даже на такие обстоятельства власти закрыли глаза.
Напрашивается не однозначный вопрос: то ли инвестиций от гостиницы хватило на «закрытие глаз», а иначе как объяснить такую покорность инвестору, то ли интересы инвестора гостиницы лоббировались верхним уровнем власти и местные не смогли пойти поперек?
Очевидно, как бы государство не «устилало дорогу» бизнесу, без сговора с чиновниками работать в Беларуси нет возможности. А сговор с чиновниками преступен по своей сути. Разве мало примеров?
Неужели владелец «Трайпла» укрывал налоги и прочие нарушения чинил без ведома и прямого содействия чиновников? Не верю!
Неужели бизнесмен Кнырович «работая» с ЖКХ мог столько «накрутить» без содействия чиновников? Очевидно, нет!
Очевидно и другое: суть бизнеса — заработать и более чем уверен, что люди хотят заработать честно, законно, но такой возможности им не дают «присоски». Сколько бизнес стонал от всякого рода проверок? Президент отменил, ввел мораторий, но чиновники, очевидно, и здесь нашли способ получения доходов.
И садят их пачками: бизнесменов, директоров, чиновников, председателей колхозов.
Видя эту нестабильную ситуацию, постоянно меняющиеся законы и двойственность власти, не скоро мелкий и средний бизнес начнет верить государству и инвестировать в экономику.
Но нельзя сказать так же о крупных, особенно китайских инвесторах. Огромные финансовые потоки в виде кредитных линий открывают просторы синеокой для строительства любых, в том числе экологически опасных производств.
Так что, значит, вопрос цены?
Автор: Алексей Голиков
Источник информации: https://politring.com/
Дата публикации: 20 апреля 2018