Работа на границе

Особенности работы железнодорожного пункта пропуска на границе с Украиной в Малоритском районе

НЕДАЛЕКО от границы с Украиной, в деревне Сушитница Малоритского района, вот уже несколько лет работает международный пункт пропуска «Хотислав». Через одноименную железнодорожную станцию в сутки проходит с десяток пассажирских и товарных поездов, а в обе стороны перемещаются более тысячи человек. За их проверку здесь отвечают военнослужащие Брестской пограничной группы имени Ф. Э. Дзержинского.

Корреспондент «СГ» отдежурил вместе с пограничниками смену, чтобы изучить особенности работы железнодорожного пункта пропуска.

НА ПЕРРОНЕ пассажиров дизель-поезда по маршруту Брест — Хотислав встречают люди в форме. Несмотря на то, что состав двигался только по территории Беларуси, войти в деревню так просто не получится — проверки документов не избежать, ведь именно здесь начинается пограничная полоса.

Мой паспорт оказывается в руках у контролера Виктории Левши, которая внимательно изучает страницы с регистрацией и фотографией, а потом переводит взгляд на меня. Пристально всматриваясь в лицо, товарищ прапорщик задает неожиданный вопрос:

— А вы кто по гороскопу?
— Дева.
— А где родились?
— В Жлобине.

Контролер прапорщик Виктория ЛЕВША внимательно изучает документы пассажира.

Улыбнувшись, Виктория Николаевна возвращает паспорт и поясняет, что таким образом хотела убедиться, действительно ли документ принадлежит мне. Всех сельчан в округе пограничники уже давно знают в лицо, а я для этих мест человек новый, вот и стал объектом тщательной проверки.

В пункте пропуска нарушителей пограничного законодательства хватает, однако день на день не приходится. Бывает, за сутки могут задержать и 10 человек, а бывает, ни одного. Заместитель начальника отделения пограничного контроля «Хотислав» майор Александр Махомед делится, что в основном проблемы у тех, кто небрежно относится к документам: «Некоторые товарищи подрезали паспорт, который не влезал в новую обложку, не понимая незаконности своих действий. А в прошлом году молодая пассажирка посчитала, что плохо получилась на фото для паспорта, и решила самостоятельно, с помощью ножниц и клея, ее заменить. Естественно, контролеры не оценили подобный креатив. Люди не понимают, что после таких манипуляций невозможно провести идентификацию, документ попросту становится недействительным».

Еще характерная проблема — отсутствие у некоторых пассажиров понимания, что они пересекают государственную границу. Местные жители привыкли, что раньше в Украину можно было попасть без паспорта, а теперь для поездки в соседнюю страну без него никак. Кто-то элементарно не следит за сроком действия документа, а дамы после замужества забывают вместе с фамилией поменять и паспорт. Это, скорее, «неосознанные» нарушители, как правило, однажды попав в нелепую ситуацию, впредь стараются не допускать подобных эксцессов.

Старший контролер старший лейтенант Владимир СИВУХА уже 19 лет на пограничной службе.

ВООБЩЕ, обмануть пограничников нереально. И таланты Остапа Бендера не помогут. Каждый контролер, который проводит проверку документов, обеспечен точными приборами. Например, МАРМом – мобильным автоматизированным рабочим местом. Это такой переносной персональный компьютер, который связан с сервером пункта пропуска, где имеется доступ к различным государственным базам данных. Не отходя от человека, военнослужащий может уточнить факты едва ли не всей его биографии.

А есть ли в арсенале пограничников секреты борьбы с поддельными паспортами? Одним из них с «СГ» согласился поделиться майор Махомед: «В каждом документе на последних страницах есть машиносчитываемая зона, при помощи которой наши технические средства способны считать определенный объем информации, который позволяет нам удостоверить подлинность паспорта».

ПОДРОБНО изучив всю теоретическую информацию, приступаю к настоящей работе. Вместе со старшим контролером старшим лейтенантом Владимиром Сивохой направляемся проверять документы пассажиров поезда Брест — Заболотье (деревня в Ратновском районе Волынской области). Офицер проводит инструктаж: «У каждого состава есть график движения, который нам нельзя нарушать вне зависимости от количества пассажиров. На проверку этого дизеля, исходя из его расписания, есть около 50 минут. Сегодня в Заболотье «рыночный» день, людей будет очень много».

Владимир Петрович не преувеличил, ведь только в одном вагоне нас уже ждет около 70 человек. Старший лейтенант энергично начинает проводить документы через МАРМ, пока не останавливается около парня. Очень быстро выясняем, что срок действия его паспорта закончился еще зимой 2017 года! Молодой человек говорит, что напрочь забыл об этом, однако сути дело это не меняет: нерадивого пассажира высаживаем с поезда. Кроме того, забывчивый гражданин будет привлечен к административной ответственности за нарушение режима границы. Затем пограничники отправят его обратным составом домой. А мы продолжаем проверку и находим еще нарушителей. Семейная пара из Березы решила, что их пятилетнему сыну для поездки в Украину паспорт не понадобится, поэтому благополучно оставили его дома. Узнав, что документ все-таки нужен, муж и жена принялись умолять нас не высаживать их, однако закон одинаков для всех.

Контролер первой категории старший прапорщик Павел БЕНЕСЮК

Спустя 45 минут пограничники дают добро составу на отправку. До следующего пассажирского поезда из Заболотья еще около двух часов, есть время подготовиться. Теперь я поступаю в распоряжение контролера первой категории Павла Бенесюка. В обязанности старшего прапорщика входит осмотр транспорта. Павел Владимирович меня с ходу удивляет. Говорит, что желающих незаконно пересечь кордон через этот пункт пропуска ни разу не встречал: «Железная дорога не дает такой возможности. Вот на автомобильных пунктах пропуска ситуация другая. Недавно, к примеру, у нас тут в Мокранах в опломбированной фуре, ехавшей из Евросоюза, нашли граждан Афганистана и Пакистана».

Зато с товарно-материальными ценностями ситуация противоположная. Люди постоянно пытаются провезти из Украины либо запрещенные продукты питания, либо большое количество вещей.

Заходим в тамбур только что прибывшего дизеля из Заболотья. Первым делом контролер, причем в присутствии машиниста, проверяет люк. Едва приоткрыв его, Павел Владимирович замечает большой пакет с орехами. Теперь двигаемся дальше. Специальным зеркалом, прикрепленным к трости, заглядываем под сиденья. Вскоре наше внимание приковывает пассажир лет сорока — у него находим пакет с колбасами. Тот клянется, что ни в одной из них нет свинины, однако на этикетке первого же продукта находим указание на ее присутствие. Колбасу экспроприируем. Дальше нелегальным товаром займутся таможенные службы.

В соседнем вагоне компания молодых девушек что-то бурно обсуждает, но, заметив пограничника, затихает. Подозрительно. Проверяем их и находим свадебное платье, укрытое от таможенного оформления. Этот товар тоже подлежит изъятию.

РАБОТА тяжелая, не для слабонервных и физически неподготовленных. Интересуюсь у пограничников, что им помогает справляться с немалой физической и эмоциональной нагрузкой, которую лично я ощутил на себе в полном объеме? Опыт, привычка, выдержка, дисциплина.

И уж точно: оптимистичный настрой! Более открытых и улыбчивых людей, как на этой своей «временной» работе, еще не встречал.

СПРАВКА «СГ»

Военнослужащие Брестской пограничной группы охраняют границу с Украиной и Польшей общей протяженностью свыше 350 километров. За 2017 год ими было выявлено и привлечено к ответственности 2217 нарушителей пограничного законодательства, из которых 144 человека пытались нелегально пересечь государственную границу, у 365 задержанных возникли проблемы вследствие небрежного обращения с документами. До 50 процентов этих людей — жители Бреста и приграничных районов (Малоритского, Пружанского, Каменецкого и Брестского). Проблемы с паспортом возникли у 88 уроженцев Бреста и приграничья. Также за 2017 год пограничники задержали на этом участке товарно-материальных ценностей на 774 646 рублей и изъяли 66 единиц оружия.

Источник информации: СБ Беларусь Сегодня

Дата публикации: 27 апреля 2018