Это моя работа. Водитель пригородного автобуса: «Каждая поломка, как болезнь родного человека»
Виктор Игнатчик вместе с семьей приехал в Барановичи в 1986 году из Клецкого района. Стал искать работу, и знакомые подсказали, что в автобусный парк требуются водители.
У мужчины был пятилетний стаж вождения легкового и грузового автомобиля, но, чтобы водить автобусы, требовалось пройти обучение на категорию «Д», медкомиссию, 112-часовую стажировку с инструктором, а затем получить «добро» от специальной комиссии.
– Обучение и стажировка длились месяц и 15 дней. После этого я вышел в первый самостоятельный рейс. Это были автобусы по маршруту №7 и №14, – вспоминает Виктор Игнатчик. – Не скажу, что я сильно волновался. В первую очередь я думал о том, что несу ответственность за пассажиров, и понимал, что волнение может только помешать мне.
«В деревнях жизнь течет размереннее»
Десять лет Виктор Игнатчик водил автобусы по городу, а потом перешел на пригород – там, по словам мужчины, работать спокойнее.
– В городе поток машин больше. В часы пик некоторые водители так и норовят подрезать. Городские пешеходы – отдельная история: по сторонам не смотрят и в любой момент могут выскочить прямо под колеса. Поэтому в городе нужно быть более сосредоточенным. А в деревнях жизнь течет размереннее, бабушки на дорогах внимательнее, – с улыбкой объясняет он.
За 30 лет работы Виктор Игнатчик сменил пять моделей автобусов. Последний – «МАЗ-103» – мужчина получил три года назад.
Этот автобус Виктор Игнатчик ласково называет «танком». Говорит, что дал ему такое имя за то, что этому автобусу не страшны сугробы и снежные заносы – он с легкостью их преодолевает.
Автобус – лицо водителя
Прежде чем выйти в рейс, водитель проходит ряд процедур: инструктаж, получение путевки, медосмотр с обязательным тестом на алкоголь.
– Аппарат должен показать ноль. Водитель с «процентом» на рейс выходить не может, – говорит Виктор Игнатчик.
Получив допуск, водитель обязательно осматривает свой автобус: проверяет колеса, «ремешки и гаечки» под капотом, измеряет уровень охлаждающей жидкости и масла. Виктор Игнатчик говорит, что для него это своеобразный ритуал перед выездом.
– В автобусе я провожу много времени, поэтому он для меня стал родным домом. И каждая его поломка для меня, как болезнь родного человека. Переживаешь, стараешься быстрее вылечить. И, чтобы автобус болел как можно реже, я тщательно слежу за его состоянием, – поясняет мужчина.
Виктор Игнатчик также проверяет, насколько хорошо свою работу выполнила служба очистки: если убрали не слишком тщательно – указывает на это.
– Автобус, можно сказать, лицо водителя. Приятно, когда люди выходят и благодарят, что в салоне чисто. После такого хочется содержать свой транспорт в идеальной чистоте, – поясняет мужчина.
Самый поздний рейс – 23.00
Водители пригородных автобусов работают в две смены: с 6.00 до 14.00 и с 15.00 до 23.00. Между сменами не менее 12 часов отдыха.
Водители работают по разным маршрутам. По словам Виктора Игнатчика, это зависит от пассажиропотока.
– У меня автобус большой – до 100 человек вмещает, поэтому и отправляют меня в те населенные пункты, куда ездит больше пассажиров: на Молчадь, Ляховичи, – поясняет он.
Самый поздний пригородный рейс заканчивается в 23.00 – в это время в Барановичи прибывает последний автобус из Ляховичей. Но рабочий день водителя на этом не заканчивается, ведь транспорт нужно загнать на стоянку.
В течение дня между рейсами у водителей есть небольшой перерыв. Виктор Игнатчик проводит его или в кабине автобуса, или выходит на улицу и делает зарядку.
Отпуск у водителей длится 32 календарных дня. Его обычно берут полностью, не разбивают по неделям. Существует график: если в прошлом году отпуск был летом, то в следующем –
осенью, зимой или весной.
Свой летний отпуск Виктор Игнатчик проводит в родной деревне Якшичи Клецкого района: занимается огородом, ходит в лес за грибами и ягодами.
Пассажиры «оживают» весной
Число пассажиров в автобусах сегодня, по словам Виктора Игнатчика, на порядок меньше, чем 30 лет назад – у многих появились личные автомобили. На спад пассажиропотока на пригородных маршрутах влияет еще и сезон.
– Зимой пассажиров становится меньше, а весной народ снова оживает. Начинаются дачи, огороды, – поясняет мужчина.
Многих своих пассажиров Виктор Игнатчик уже знает в лицо, здоровается с ними. Всегда ждет пассажиров, если видит, что они не успевают и бегут за автобусом. За это бабушки часто угощают его яблоками или грушами.
Но бывают и конфликтные ситуации. Опоздал кто-то и звонит в автопарк ругаться. Разобраться помогает навигация. Благодаря ей диспетчер может просмотреть весь маршрут автобуса и выяснить, во сколько прибыл и отправился по маршруту автобус.
Нештатных ситуаций, по словам Виктора Игнатчика, в его работе никогда не было. Единственное – иногда пожилым пассажирам становилось плохо. На такой случай у водителя есть аптечка и бутылка с водой.
Махнуть рукой – святая обязанность
У водителей автобусов есть традиция, которой придерживаются все, – при встрече махнуть рукой. И даже если водители за день встречаются несколько раз, махнуть рукой – святая обязанность.
На панели в автобусе Виктора Игнатчика прикреплена небольшая иконка. Мужчина говорит, что верит в Бога и его защиту. По этой же причине по праздникам он набирает в церкви святую воду, которой потом окропляет свой автобус – чтобы ездил без поломок.
– За 30 лет я еще больше полюбил свою профессию. И она отвечает мне взаимностью, – улыбается Виктор Игнатчик и поглаживает руль. – А по-другому никак…
Автор: Ирина КУЗЬМИЧ, Евгений ТИХАНОВИЧ
Источник информации: https://www.intex-press.by/
Дата публикации: 6 марта 2018