Чего хотят святые? Чтобы встали на их место и подумали

Колумнист Sputnik Андрей Петрашкевич накануне годовщины кончины блаженной Валентины Минской размышляет о последствиях перенесения ее святых мощей в минский Свято-Духов кафедральный собор.

Действующий Патриарший Экзарх всея Беларуси уже анонсировал эти события в своем Рождественском послании. Это означает, что процесс необратим.

Разговор пойдет не о том, почему не все «за». Сейчас гораздо важнее, каковы будут последствия этого запланированного «сильнейшего жизнеутверждающего импульса», как выразился его инициатор, и как эти последствия проявятся не на столичном, а на местном, житейском уровне.

Чтобы разобраться, зададимся неожиданным вопросом: а чего бы в этой ситуации хотела сама блаженная Валентина Минская? Давайте подумаем, представив себя на месте нашей святой, Валентины Федоровны Сулковской, родившейся 21 апреля 1888 года и закончившей земной путь 6 февраля 1966 года. Если кто-то скажет, мол, как можно, не кощунство ли это?! — то я отвечу, что не кощунство, поскольку в апостольских Посланиях «святыми» называются в том числе и простые верующие, которым адресованы наставления и поучения апостолов.

Начнем с того, что дорога, которая сегодня ведет к могиле матушки Валентины, протоптана не в последние годы: она сложилась из тропинок, по которым к ней еще при жизни приходили миряне и священнослужители, соседи и земляки, знавшие ее или только слышавшие о ней. После кончины Блаженной дорога к месту ее погребения была одним из очень немногих в советское время тайных паломнических маршрутов. Этот путь «к Валентине» дорог и свят именно тем, что он всегда приводил людей к Богу: и во времена хрущевских антицерковных «заморозков», и в душные десятилетия «застоя», и в «дикие» 90-е, и по сей день.

Если с перенесением святой в столицу будет упразднено это зримое свидетельство личной житийной истории блаженной Валентины Федоровны и жизни целого поколения нынешних 50-ти и 60-летних христиан, то такое вряд ли ей понравится. Ведь не только матушка Валентина свята, но и история ее почитания, средоточие путей тысяч паломников и молитвенников к ней и к Богу — все это тоже святыня Церкви. Потому что без истории почитания святых прервалась бы история самой святости.

Храм в честь Святителя Николая Чудотворца деревни Станьково после реконструкции
© SPUTNIK / ВИКТОР ТОЛОЧКО

Кроме того, на кладбище, где похоронена блаженная Валентина, почитается не только ее могилка: с огромной любовью и благодарностью мы приходим и к Софии — матери Блаженной; мы чтим память и священные гробы ее сестры и тех, кто при жизни был близок и дорог Валентине Федоровне… На этом сельском кладбище за многие десятилетия сформировался теплый, родной живым и умершим пантеон наших современников, — тех самых «братьев и сестер», которыми Церковь стоит на земле.

Будет ли справедливым совершенно убрать из этого высокого молитвенного и одновременно «приземленного», почвенного, воистину народного духовного пространства его стержень, его главную составляющую? Абсолютно необходимо заблаговременно позаботиться о том, чтобы зримое и реальное присутствие блаженной Валентины Минской сохранилось на месте ее нынешнего упокоения и после перенесения основной части ее мощей в Минск.

Думаете, Валентина Федоровна с легким сердцем согласится на то, чтобы ради переезда в столицу навсегда покинуть маму, сестру, друзей и тех, кто посвятил ей жизнь?

Обретению мощей вполне справедливо придается высокий сакральный и вдохновляющий смысл. Предстоящее обретение и перенесение мощей блаженной Валентины трактуется священноначалием как свидетельство «о непреходящем значении жизни человека в вере и верности Богу, в стремлении к исполнению основополагающих принципов богозаповеданного Евангельского закона». «Убежден, — говорит Патриарший Экзарх, — что такое свидетельство послужит всенародному укреплению в сознании и жизни людей духовно-нравственных ценностей и способствует процветанию нашего Отечества».

Рождество Христово в Свято-Духовом Кафедральном соборе в Минске
© SPUTNIK / ВИКТОР ТОЛОЧКО

Хорошо, но есть конкретный вопрос: как митрополия планирует «способствовать процветанию» малой родины виновницы торжества — матушки Валентины? Имеется в виду не Центр экологического туризма «Станьково» и не станьковская усадьба графа Эмерика Захарьяша Николая Северина фон Гуттен-Чапского, — о них заботятся государство и бизнес…

Речь идет в первую очередь о возрождении Свято-Аннинской церкви в деревне Коски, где родилась Валентина Федоровна. Здесь ее корни, здесь — могилы ее отца протоиерея Федора Иосифовича Чернявского, ее бабушки Эмили Антоновны Свирской. Здесь ее отец построил дом, в котором она выросла.

Забота о малой родине блаженной Валентины — это долг чести для церковного руководства, который нельзя перекладывать на плечи местных жителей и прихожан. И приступать к отданию этот священного долга надо было «еще вчера» вместо того, чтобы собирать средства на строительство комплекса коммерческих зданий, представляя его как храм Воскресения Словущего.

Потому что на «местном уровне» долг памяти блаженной Валентине Минской возвращается с превеликим энтузиазмом и без всякого пафоса. Кто видел, как содержится место земного упокоения Блаженной в будни и как украшается местными жителями и паломниками могилка Матушки на праздники, тот навсегда запомнит эти шедевры народной фантазии, вкуса, мастерства и чистосердечной любви.

Малая родина блаженной Валентины и место ее нынешнего погребения не должны осиротеть без нее. Перенесением мощей недопустимо нивелировать бесценное свидетельство о том, что святость не только в монастырях и в соборах процветает, не только из-за моря в золотых ковчегах является, — но и вот здесь, из этой самой земли среди таких вот простых людей вырастает!

Забыть об этом церковным властям предержащим нельзя ни в этом конкретном случае, ни вообще. Матушка Валентина не велит.

Источник информации: https://sputnik.by/

Дата публикации: 6 февраля 2018