Почему верующая женщина никогда не предъявит претензий, что ее права в Церкви ущемлены
О распространенных заблуждениях по поводу многовекового подавления женщины Церковью рассказывает Андрей Музольф, преподаватель Киевской духовной академии.
– Андрей, существует ли дискриминация женщин в Церкви?
– В Православной Церкви дискриминации женщин нет и быть не может, потому что Церковь прежде всего руководствуется словом Божиим.
Более того: именно в Священном Писании Нового Завета впервые в истории человечества акцентируется внимание на абсолютном равноправии полов.
Христианство принесло миру весть о том, что с приходом на землю Спасителя все человечество достигает высшего этапа своего развития. И потому отныне, по словам святого апостола Павла: «Нет мужеского пола, ни женского: ибо все вы одно во Христе Иисусе» (Гал. 3:28).
– Активисты феминистских движений обвиняют Церковь в многовековом подавлении женщин. Откуда возникли такие представления?
– Подобные представления могли появиться благодаря неправильному пониманию слов из Первого Послания апостола Павла к коринфянам: «Жены ваши в церквах да молчат» (1 Кор. 14:34).
Встретив в Писании такие слова, многие сторонники течений, подобных феминистическому, стараются обвинить Церковь в неуважении к женщинам, а также угнетении их прав и свободы.
Но данные слова первоверховного апостола говорят не о том, в чем пытаются нас обвинить зачастую те, кому нужен хоть какой-нибудь повод бросить лишний камень в сторону Церкви.
Святитель Иоанн Златоуст, толкуя приведенное выражение апостола Павла, говорит, что женщинам в Церкви запрещается не просто говорить, но пустословить, то есть говорить напрасно и без пользы.
Из истории Церкви мы знаем, что первыми проповедниками христианства были не только мужчины-апостолы, но и женщины, такие как жены-мироносицы и Сама Пресвятая Богородица.
Следовательно, Церковь никогда не запрещала и не мешала женщине нести спасительную весть о Христе человечеству. А выше этого служения в мире ничего нет.
– Можно ли быть православной и феминисткой?
– Чтобы ответить на этот вопрос, нужно определиться, что мы понимаем под термином «феминизм».
Классическое и самое простое определение этого слова – движение за полное уравнение женщин в правах с мужчинами.
В таком случае православие вовсе не против феминизма, потому что Православная Церковь, как уже было сказано выше, никогда не ставила знак неравенства между представителями разных полов: Христос пришел, чтобы спасти и мужчин, и женщин.
Церковь всегда говорила, говорит и будет говорить о том, что человек – существо свободное. Она всегда утверждала, что как мужчины, так и женщины имеют абсолютно равные политические, социальные и экономические права.
В документе «Основы социальной концепции Русской Православной Церкви» отмечено, что «мужчина и женщина являют собой два различных образа существования в едином человечестве». Они равночестны в том смысле, что в равной степени являются носителями образа Божия и достоинства человеческой личности.
Но в то же время возникает вопрос: чего не хватает современным женщинам? Против какого неравноправия они выступают сегодня?
И если их недовольство заключается в нежелании следовать определенным общечеловеческим и нравственным нормам (многие феминистки являются сторонниками практики абортов, аргументируя свою позицию тем, что женщина – абсолютный хозяин своего организма, а потому вправе распоряжаться им и всем им «производимым» так, как ей заблагорассудится), то в таком случае Церковь никогда не поддержит подобной инициативы.
– Складывается впечатление, что феминистки настроены против всего написанного в Библии. Вам так не кажется?
– Один мудрец как-то сказал: если человек единожды стал на путь противостояния сложившемуся порядку, впоследствии ему уже будет сложно свернуть с этого пути.
Точно так же обстоит дело и с феминистками. Сначала им не нравится, что в Священном Писании говорится о том, что именно через женщину началось грехопадение (диавол начал свои искушения именно с Евы, а не с Адама), из-за чего именно женщина была проклята на болезненное вынашивание и рождение детей, а также на влечение к мужу.
Потом им не нравилось отношение к женщинам в ветхозаветной истории, а в итоге – что Бог, воплотившись, стал именно мужчиной.
В качестве протеста против последнего феминистки призывают даже обращаться к Всевышнему (если, конечно, у них еще осталось желание обращаться к Нему) не в мужском роде, а в женском.
Вполне очевидно, что подобные заявления больше похожи не на какую-нибудь более-менее серьезно аргументированную богословскую полемику, а лишь на некий бессмысленный каприз недовольного и невоспитанного ребенка.
– Каковы основные требования феминисток, с чем они не согласны в Церкви, что их так раздражает?
– Говоря о претензиях феминисток, чаще всего имеют в виду их протест против так называемой ими мужской монополии на священство.
Но подобные протесты можно слышать из уст только тех, кто, по словам одного современного православного богослова, сам находится далеко от Церкви: «Женщина чувствует унижение в Церкви, только если она в ней случайный гость».
И данное высказывание очень справедливо: никогда из уст верующей женщины не исходила претензия, что ее права в Церкви ущемлены тем, что ее не пускают в алтарь.
Вспомним ближайшее окружение Христа (а в нем были чаще всего, особенно в последние минуты земной жизни Спасителя, именно женщины): ни Мария-Магдалина, ни сестры святого праведного Лазаря Мария и Марфа, ни даже Сама Богородица никогда не высказывали претензий относительно того, что их в чем-то ущемляют.
Они не считали, что им чего-то не хватает, что апостолы, в сравнении с ними, получили нечто большее. Они служили Христу чем могли: своим имением, своими силами, а главное – своими жизнями, и они отдали их Богу всецело и без колебаний. И это свидетельствует, что для них служение Богу и вера были нераздельны, но при этом – не привязаны к священническому служению.
Священническое служение – это особое служение, но особое не в плане чести или почета, а в плане ответственности и трудности. Священник, в отличие от прочих людей, отвечает не только за свою личную духовную жизнь, но и за жизнь врученной ему паствы.
И в том, что Церковь оградила женщину от такого бремени, только очередное доказательство того, что Церковь бережет женщин от непомерной ответственности.
Зачастую современные феминистки приводят в пример представительниц так называемого женского священства в протестантизме.
Оговоримся: в протестантских общинах женщина-пастор – это не священнослужитель в нашем понимании. Она не является образом Христа, так как в протестантизме, особенно современном, попросту не совершаются те Таинства и священнодействия, совершать которые поставлен священник.
В протестантизме пастор – прежде всего учитель, который разъясняет своим прихожанам тексты Священного Писания и дает соответствующие нравоучения.
Но данную функцию в Православной Церкви может выполнять и женщина. Кстати, чаще всего именно она ее и выполняет, так как большинство преподавателей Закона Божия в нашей стране женщины.
Беседовала Наталья Горошкова
Источник информации: pravlife.org
Дата публикации: 24 января 2018