«Если не хотите революции и решения вопросов с помощью булыжника, то делайте эволюцию», — заявил Игорь Масловский
Председатель Брестской областной организации БСДП Игорь Масловский пообщался с корреспондентом «Брестского курьера» в преддверии выборов в местные Советы депутатов двадцать восьмого созыва.
— В последнее время активировалась деятельность представителей партии по решению бытовых и жилищно-коммунальных проблем. Вы собираете подписи, усиливаете глас народа к власти. Как следует понимать такую деятельность политической партии «Громада», и таковы ли функции политических партий?
— В данных случаях следует понимать деятельность не социал-демократической партии «Громада», а организацию «За свой город». Люди видят проблему, и мы помогаем им не только организовать, но изучить законодательные акты и написать обращение. Распространяем информацию о проблеме социальных сетях и СМИ.
— В государстве установлен порядок решения проблем через обращение граждан. Почему обращаются к вам, если вы – не государственный орган и не имеете бюджета для решения проблем?
— В жизни не все происходит так, как должно. Если бы все происходило как должно, то не были бы востребованы гражданские инициативы и общественные организации. Как показывает практика жизни, люди обращаются к нам после получения ответа на свои обращения к власти. Как правило, в наших случаях власть отфутболивает граждан, и они идут к нам в надежде отстоять свои интересы. Мы изучаем их обращение, ответ и, изучив нормативную базу, готовим обращение к власти.
— Таким образов в своем роде вы являетесь конкурентом власти по решению проблем граждан?
— Мы являемся в некотором роде партнерами власти. Ведь кто как не власть должна быть заинтересована в защите прав граждан. Мы, критикуя власть, способствуем решению проблем.
— Таковы ли функции политических партий?
— К сожалению, деятельность политических партий сведена к минимуму, что регламентировано законодательством на республиканском уровне. Партии не участвуют в выборах в парламент, городской совет по партийным спискам. Партии приравнены к трудовым коллективам, которые могут выдвинуть кандидата, общественным организациям, которые могут выдвинуть наблюдателя.
В белорусском обществе политические партии не востребованы. В наших условиях невозможно говорить о некотором партийном росте или продвижении.
— В Беларуси зарегистрировано пятнадцать политических партий. О деятельности большинства из них граждане нашего общества не знают. В этом виновны сами партии, не проводя должным образом работу, или кто-то другой?
— Действительно, существует много таких неизвестных партий. Об их деятельности, например, социально-спортивной партии, мы узнаем в момент выборов. Их представителей, не проявляющих активность, включают в число наблюдателей и выборной комиссии, а нас, более активных, нет.
Основной причиной проблемы неинформированности о существовании партий является монополия государственных СМИ. Причем, не только оппозиционных партий, но и разделяющих позицию власти.
Необходимо исправить этот крен. Если проводить дискуссии и ток-шоу с участием представителей партий, даже выражением своей позиции в государственных СМИ, то политическая жизнь государства заметно оживится и это оздоровит само государство.
— При слове «политика» у рядовых граждан возникает некоторый испуг и нежелание участвовать во всем, что связано с политикой. Белорусы, очевидно, выбирают спокойствие, благополучие и материальное обеспечение вместо политической борьбы. Так, может, политические партии не востребованы именно по этой причине и не стоит навязывать гражданам участие в том, что им не интересно?
— Доля правды есть. Но при сборе подписей мы столкнулись с ситуацией, когда люди сами спрашивали, не являемся ли мы оппозиционной партией, и, услышав утвердительный ответ, ставили за нас подпись. То были люди разных возрастов и поколений, но всех единило желание перемен.
Если бы внутри нашего государства были соответствующие демократические условия, то политика была бы востребована. Ведь политика – это не только политические партии, это широкий диалог и дискуссия разных политических сил и людей с разными взглядами и убеждениями, это поиск решений.
Уверяю вас, при такой ситуации в стране уже через год мы увидели бы совершенно другую страну с другим политическим образом и подходом.
Да, сейчас преобладает позиция «сидеть и не высовываться», но в душе у людей накипает, в том числе у старшего поколения. Люди хотят «встряхнуть болото» понимая, что мы медленно опускаемся на дно.
— Белорусская социал-демократическая партия «Громада» декларирует принципы равенства, социальной справедливости и демократии. Государство тоже позиционирует себя как демократическое, социальное и правовое. А в чём разница и оппозиционность?
— Мы рады, что наше государство декларирует принципы равенства, социальной справедливости и демократии, но конкретная практика реализации рознится и не соответствует заявленным принципам.
— В чем, по вашему мнению, разница и несоответствие?
— Социал-демократия – это свобода мнений и убеждений, свободное их высказывание. Это свободная конкуренция в политике и экономике. Мы считаем, что чем больше конкуренция, тем дешевле и качественнее продукт и в политике, и в экономике.
В нашем государстве нет конкуренции, нет открытых тендеров! Нет понимания и прозрачности параметров и принципов, по которым люди проходят отбор на работу в горисполком, облисполком. С 39-го года выросли целые плеяды несменяемых по родственной линии чиновников. Мы считаем, что по декларируемым принципам необходимо данные процедуры сделать публичными и открытыми для общества.
На данный момент происходит то, что, например, комиссия по распределению мест в детский сад состоит из прокурора, милиционера, представителя РОНО. Это вопиющая несправедливость и не демократия, и не свобода.
— В вашем понимании, что такое свобода слова и существует ли она в Беларуси?
— Существует, и это приятно. Но существует, в основном, в независимых СМИ и социальных сетях. Там есть все возможности для выражения своего мнения.
Говоря о государственных СМИ, то, согласно Конституции, все, в том числе политические партии, имеют равное право доступа, но в реальности существует вопиющая несправедливость. Нам предоставляют несколько минут в преддверии выборов на государственных каналах и 2000 знаков в печатных СМИ. Этого недостаточно, чтобы изложить нашу программу. Но даже эта возможность сразу после выборов исчезает. Разве это справедливо?
Тем не менее, стоит заметить, что в ток-шоу на республиканском уровне потихоньку начали приглашать представителей разных политических партий для представления обществу различных взглядов. Пресса немножко стала писать о нас, но только перед выборами.
— С одной стороны, вы свидетельствуете об имеющейся свободе слова, с другой, об ограниченном праве доступе на телевидение, а это, очевидно, разные вещи. Следует понимать, что эфирное время стоит денег, и мне кажется, что если вы оплатите его, то вам будет предоставлен и эфир, и газетные полосы.
— Не соглашусь. Если телеканал частный, то, действительно, нужно платить за эфирное время. Но мы говорим о государственных каналах, которые финансируются из средств бюджета за счет налогоплательщиков, в число которых входим и мы. И по справедливости мы должны иметь возможность высказывать свою позицию в государственных СМИ. Такой возможности на равных условиях мы не имеем.
Более того, на законодательном уровне у нас существует неравенство и несправедливость. Посудите сами, раньше в бюджет были заложены деньги на избирательную кампанию каждого кандидата, теперь же – нет. Мы обязаны за свои средства заявлять о себе, в то самое время, когда человек, который имеет высокий доход, например, директор завода, крупный предприниматель может позволить себе выделить средства на избирательную кампанию, а вот простой гражданин таких средств не имеет. Разве это справедливо? Это неравные условия и несправедливость!
— На примерах некоторых стран, политические партии, имеющие доступ к финансированию, в состоянии устраивать государственные перевороты, применяя незаконные силовые методы. Так, может, отсутствие финансирования и, как следствие, невозможность дестабилизации есть большее благо для нашего общества, чем заявленная демократия?
— Наоборот. Революции происходят стихийно по инициативе народа. Без поддержки народа не состоится ни одна революция.
— Для того, чтобы народ пошел на массовые, активные незаконные действия, нужно либо заплатить ему, либо люди должны быть крайне возмущены условиями жизни. В Беларуси спокойная, благополучная обстановка, при которой революции невозможны.
— Я сторонник эволюции, а не революции. Но считаю, что и эволюция в нашем государстве, очевидно, не происходит. Поэтому, полагаю, что в наше время современная революция происходит не по причине нищеты, а по причине отсутствия перемен в жизни, сознании на духовном подъёме людей.
Чтобы не происходило данного застоя в сознании людей, необходимо активировать озвучивание альтернативных точек видения людей, представлять их мнения в парламентах и городских советах.
— Каков ваш посыл действующей власти?
— Если не хотите революции и решения вопросов с помощью булыжника, то делайте эволюцию. Давайте возможность путём цивилизованного диалога за круглым столом решать вопросы и проблемы. Можно подавить силовым способом другое мнение один раз, другой, третий, а на четвертый может и полыхнуть. Поэтому я призываю к диалогу, и это будет нормальной эволюцией.
— Как же тогда вы представляете демократию в Беларуси?
— У каждого свое представление демократии. В классическом понимании демократия – равенство в правах и возможностях всех политических игроков.
Дайте нам равные возможности и сделайте прозрачным процесс подсчитывания голосов на выборах, и мы согласимся с любым результатом. Даже если мы проиграем, мы согласимся с результатами, но мы должны, очевидно, убедиться в том, что действительно проиграли.
Дата публикации: 2 января 2018