Справка: Анна Мокиевец, сексолог. После школы училась на экономиста, но вскоре поняла, что это не ее. Изучает гештальт-терапию в Институте гештальта Игоря Погодина, занимается сексологией и практической психологией. Проводит откровенные встречи #talkingaboutsex — свободные беседы на интимные темы. Одна из ближайших таких встреч пройдет 18 февраля — зарегистрироваться можно по ссылке.
— Все мое детство меня оберегали от интимной темы. Меня растили бабушка с дедушкой, и для них даже продолжительные поцелуи в сериалах были поводом переключиться на другой канал. Теряя сюжетную нить сериала «Воздушные замки», я все гадала, что же заставляет взрослых людей так дергаться в поисках пульта и краснеть?
Представляете удивление/шок/ужас моей Анны Петровны, когда в тетради по алгебре своей тринадцатилетней внучки вместо задач она увидела позы из «Камасутры», изображенные чернильной ручкой?
Мы обе до сих пор не можем забыть тот день. Бабушка кричала, что это — стыдно. Что в 13 лет надо учиться, а не думать о такой глупости. Стыд, связанный с этой темой, она во мне и развила…
В подростковом возрасте, чтобы оградить меня от каких-то в теории романтических отношений, бабушка ввела правило: каждый день я должна была возвращаться домой в 20.00. Парней у меня не было, но из установки родных я знала, что если у меня кто-то и будет, то первый партнер обязательно должен стать моим мужем. И никак иначе.
Где-то в 10 лет мне подарили энциклопедию для девушек, благодаря которой я впоследствии хотя бы не испугалась первых месячных (вы можете не поверить, но у меня есть клиентки, которые были настолько не подготовлены к этому дню, что думали — умирают). Из книги я узнала, что девочки и мальчики устроены по-разному, но так и не поняла, что такое секс.
Бабушка делала все возможное, чтобы стереть из моей головы это постыдное слово, но у нее не получалось. Кое-где я выхватывала поцелуи в сериалах, видела объятия на улицах, слышала фантастические истории от подруг… Слава богу, что я была гибкой в психологическом плане, иначе мое любопытство к своей сексуальности и окружающим было бы полностью раздавлено. Возможно, я могла бы уйти в монастырь.
В 17 лет я стала работать официанткой и в кафе, вне границ домашнего контроля, впервые начала встречаться с парнем. Знаете, этот тотальный контроль оказался мне совсем не на пользу: выходя из дому, я отрывалась по полной.
Когда родственники узнали, что у меня есть парень, как-то за столом они спросили, пользуемся ли мы средствами контрацепции. Видимо, они думали, что все это я должна была узнать сама сразу после получения паспорта. Что же вы не поднимали эту тему раньше? — задавалась я вопросом.
Знаете, некоторым моим клиенткам матери рассказывали ужасные истории. Мол, потеря невинности смерти подобна: столько крови, будто тебя убили и ты родилась заново. Впоследствии эти девушки сами пытались лишить себя девственности: только бы перед партнером не было стыдно за боль, за кровь.
И из таких запуганных особ без нормального сексуального образования вырастают закомплексованные матери, для которых становится проблемой уже со своими детьми поговорить про мастурбацию.
Конечно, сегодня с интернетом проще: если мать сказала, что первый секс — это как смерть, то ты можешь почитать форумы, отзывы других женщин и понять, что это далеко не так и не у всех. Раньше молодые люди после первого неудачного секса длительное время не могли отойти от мастурбации: боялись, что не получится снова. Теперь каждый из них может почитать, что для первого раза неудача — это норма. И успокоиться. Однако все равно ничто не заменит живых диалогов родителей и детей, супругов, партнеров…
Поэтому я советую родителям заранее подготовиться к интимным вопросам детей. Первое, что их всегда интересует, связано с тем, откуда они появились. Не надо выдумывать сказки про аистов, лучше сразу идите в книжный магазин и приобретите иллюстрированную книгу (например, Робби Харрис «Давай поговорим об этом. О девочках, мальчиках, младенцах, семьях и теле», для более взрослых детей подойдет книжка «Давай поговорим про отношения» этого же автора), которая поможет рассказать о процессе рождения откровенно, без прикрас.
Если вы не растеряетесь в первый раз, если ребенок поймет, что все его вопросы естественные и нечего их стыдиться, то со следующим вопросом «почему у Кати в трусах все не так, как у меня?» он снова придет к вам. И так далее.
Никакой источник в интернете не заменит доверительных отношений. Откровенный семейный диалог, на мой взгляд, даже лучше школьного курса по сексуальному образованию. Ведь если, например, вспомнить мой класс, то в 14 лет одни девушки уже занимались сексом, а другие даже не знали, что такое мастурбация. Да и не интересно им было. Кроме того, есть же строгие, религиозные семьи…
Было бы круто, если бы в наших школах существовали дополнительные курсы сексуального образования: заранее заявляется тема (например, контрацепция) — и на занятия приходят все, кому интересно послушать.
…Своего мужа я встретила, после того как рассталась с бывшим парнем. Помню, как мне было неловко говорить, что он у меня не первый: в голове все еще сидело, что у мужчины ты должна быть первой и единственной. И, конечно же, выйти за этого первого замуж. О том, что можно нравиться другим, иметь какие-то фантазии, и в мыслях не было. Но будущий муж тогда отреагировал спокойно, за что я ему очень благодарна.
Свою сексуальность я еще продолжаю постигать. У женщин вообще либидо раскрывает себя полностью только ближе к 30 годам. Это мальчики с детства знают свое тело: от чего возбуждаются, секреты разрядки. Некоторые же девушки в этом возрасте даже никогда не рассматривали в зеркале, что у них находится ниже пояса.
Я прошла тернистый путь от девочки, на которую навесили массу пуританской ярлыков, до сексолога, который может помогать другим с такими же проблемами. Все вокруг занимаются сексом, рождаются дети, но мы почему-то так мало о нем разговариваем, это все еще тема-табу. Почему так?
Научитесь разговаривать. Как только вы пойдете партнеру навстречу, он подскажет вам, каким нестандартным способом можно продлить минуты наслаждения. Ваша женщина расскажет о важности продолжительной прелюдии, объяснит, что влажно — не всегда означает «можно». А дети будут благодарны, если вы скажете им, что схемы в порно — не всегда правда. Многие проблемы исчезнут сами собой после фразы «нам надо поговорить».