Ольге Чайчиц из «Белсата» закон не писан
Иностранного агента — именно так следует именовать иностранную прессу и членов НКО — получающих финансирование из-за рубежа, Ольгу Чайчиц задержали в Куропатах. Трагедию, связанную с доставкой в комфортном автомобиле не аккредитованного иностранного польского агента в Боровлянское РУВД, начали оплакивать белорусские либеральные СМИ. Ведь без их возгласов это событие останется в истории как нарушение белорусского законодательства. Чтобы противоправное деяние превратить в факт нарушения прав человека в логове последней в мире диктатуры, нужно на протяжении нескольких месяцев во всех оппозиционных СМИ, не останавливаясь, писать о жутком прессинге в отношении свободных и независимых журналистов.
Кто оплачивает этот хор попугаев, непрестанно повторяющих ложь? Чтобы опубликовать материал даже на самом недорогом интернет-ресурсе, нужно оплатить работу администратору, журналисту, бухгалтеру, уборщице, главному редактору, не главному редактору, секретарше главного редактора, арендную плату, коммуналку, которая нынче расчитывается с учетом входящих и выходящих из арендного здания человек и т. п., да, дворника забыли. Представляете, сколько людей теперь работают над тиражированием новости о нарушении прав и свобод прессы в лице Чайчиц, угнетаемой и преследуемой из-за отсутствия какой-то «дурацкой» аккредитации! А ведь аккредитация — хоть и незначительная процедура, но позволяет отделить «овец» от «козлов», журналистов от шарлатанов и даже шпионов. Представляете, если Чайчиц вместо статьи о незаконной деятельности начнут шить дело о шпионаже в интересах иностранного гос-ва? Хотя тот проходной двор, который устроили из нашей республики безвизом, трудно назвать суверенным государством. В прошлом году лично мне хвастался американский студент из Техаса, что он ездил на границу РБ с Россией и спокойно ее пересек без всяких для себя последствий. Мир, дружба, жвачка, гласность, Горбачъофф. Столько лет прошло, но ничего не изменилось.
Не будучи белорусской журналисткой, наша героиня ездит у Парыжы и другие европейские города на всевозможные журналистские тусовки, где рассказывает о прессинге в отношении представителей белорусской! прессы. Никто за рубежом не напрягается и не тратит время на то, чтобы проверить, каким боком Ольга Чайчиц относится к белорусской журналистике, каков статус иностранного агента «Белсат» в РБ, почему польскому агентству запрещена работа на территории нашей республики и т. п.? Жуя халявную пиццу в ресторане парижской гостиницы, европейские служители свободы слова без границ верят на слово всякому слову, исходящему из уст обиженных и оскорбленных режимом Лукашенко.
Название международной организации «Журналисты без границ» — звучит символично. Конечно, иностранцам трудно понять глубину и смысловые оттенки русского языка, но для нас ясно, в отношении каких людей используется выражение «без границ».
Не рассчитавшись со всеми штрафами и долгами несколько месяцев назад Ольга Чайчиц оказалась невыездной из РБ. Даже факт вполне законного препятствия к выезду в Париж на встречу журналистов, которым границы да и законы не писаны, стал поводом для клонирования во все тех же сомнительных либеральных интернет-СМИ сенсационной новости о нарушении прав представительницы свободолюбивой прессы. Ольга вновь попала в топ новостей и стала звездой. А представляете, сколько в этот день не допустили к выезду из Бразилии донов Педро? Возможно, что кого-то из них ограничили в свободе перемещения на вполне законных основаниях. Но об этом не напишет через час после задержания каждого дона Педро 60 изданий и блогеров в соцсетях. Потому что не у каждого дона Педро есть «крыша» в Вашингтоне.
А вот во Франции, куда так спешила наша героиня, не имея денег на оплату счетов по задолженностям, но имея билеты на дорогу и бронь в недешевой гостинице Парижа, свобода слова имеет свои общеевропейские особенности. Например, известно, что в этой европейский республике в среднем на одного журналиста работает четыре или пять пиарщиков. Эти пресс-службы и различные организации по связям с общественностью получают большие деньги за продвижение информационного заказа. Они передают журналистам готовую «рыбу», как принято называть черновой план сюжетов, или новостные сообщения, рассчитывая, что у журналистов не будет времени проверить информацию из других источников. Специальные агенты поддерживают с журналистами тесные личные связи, служителей свободы слова целыми редакциями приглашают в вояжи и поездки, на конференции, им дарят дорогие подарки. После этого материалы в СМИ приобретают определенные окраски и оттенки.
Вот такая вот европейская свобода слова. Возможно, что поездка в Париж для Ольги была разновидностью такой же взятки, которую регулярно получают непринципиальные европейские журналисты.
Наша героиня прекрасно знала, что у нее не оплачены штрафы за нарушение белорусского КоАП, она понимала, что по белорусским законам она не имеет права покидать Белоруссию, пока их не оплатит. Зачем ей был нужен скандал на границе? Чтобы в очередной раз представить себя жертвой нарушения прав на свободу передвижения. Есть журналисты с заниженной социальной ответственностью, которые рады, когда о них пишут все что угодно — кроме, пожалуй, некролога — чтобы только оставаться на слуху у публики. Любой уважающий себя человек не хочет, чтобы о его правонарушениях знало пол Европы и вся РБ. Но когда твоя зарплата и «приглашаемость» зависит от степени скандальности публикаций о тебе, подойдет любой информационный повод.
И года не прошло, как Ольга сама же организует ситуацию и сама же выставляет себя жертвой очередного ущемления ее прав: провоцирует милицию пригласить себя на допрос и составление протокола в ближайшем РУВД.
Кстати, на незаконную деятельность «Белсата» жалуются сами граждане Республики Беларусь. Когда видят журналистов, опрашивающих людей на улицах, вызывают милицию. Просто народ прекрасно понимает, какую политику проводит польский канал, какие цели и задачи перед собой ставит. Белорусам не хочется, чтобы в столице из республики, на родной земле, которую веками защищали их предки, вспыхнули уличные беспорядки, которые бы, как это произошло на Украине, переросли бы в иностранную интервенцию, прикрывающуюся гражданской войной.
Понимает ли степень ответственности за свои поступки, слова и публикации в СМИ Ольга? Думаю, что нет. Глупость хуже намеренной злобы. Слово не воробей. Как оно отзовется в неокрепших молодых сердцах? Ведь молодежь, следуя ложным установкам, может выйти на улицы белорусских городов, чтобы под шумок управляемого хаоса дать возможность иностранцам, как это сейчас происходит на Украине, хозяйничать на белорусской земле.
Ольга прекрасно понимает, что лоббирует интересы иностранного государства, в данном случае Польши. Она прекрасно осознает, что лжет на каждом шагу, выдавая себя за жертву «ражима».
Наша цель — разбудить в человек сознательность и ответственность. Если бы журналисты без границ ограничили себя только одним принципом — стали бы прислушиваться и следовать голосу совести, то в информационном пространстве стало бы меньше лжи и фальши. А Ольге не надо обижаться и клеветать на наши власти. Если ее привлекли к ответственности, то значит, есть за что. Порядочная журналистка давно бы написала о том, что действительно была не права, согласна с законностью наказания, обещает впредь не нарушать белорусские законы.
Жаль, что такие понятия, как честь, совесть, принципиальность, ответственность за слова и поступки — больше не обсуждаются в школах на уроках литературы, истории, обществоведения. Теперь от специалиста не требуется порядочности и следования нравственным принципам. Он должен, не задумываясь, выполнять свои служебные обязанности, — он же не какой-то там раб. Сколько мужчин 70-х присягали СССР, — например, Порошенко, где их честь и совесть сегодня, что они сделали в 90-е, чтобы остановить разрушение страны, что сделали те, кто присягал императору в 20-е прошлого века? «За что платят, то и делай» — стало принципом современной журналистики, и не только этой ответственной профессии, но и других сфер деятельности.
P. S. Мы не надеялись, что предложенные нами в прошлом году поправки в проект закона «О СМИ» о признании иностранными агентами СМИ, финансирование которых из-за рубежа превышает 20%, будут приняты в еще более строгой форме. Кстати, это наглядный пример того, как избиратели могут влиять на законодательство. То, что депутаты прислушались к предложениям активистки национально-освободительного движения, говорит о том, что в РБ действует конституционная норма — управление в нашей стране осуществляется непосредственно гражданами, народ имеет реальную власть. Почему-то этих прав и свобод «свободолюбивая» пресса замечать не желает.
Юлия Чирва
Дата публикации: 30 января 2019