Чем закончатся свинцовые волнения в Бресте.
Одна из противниц строительства аккумуляторного завода в Бресте написала довольно эмоциональные отчасти оскорбительные слова, в которых было много обиды, вопросов и негодования на материал под названием «Гражданское общество или просто несогласные». В нем изложено личное мнение о происходящем на судебных процессах и понимании ситуации в целом.
Вот цитаты претензии мамы двух детей, жительницы деревни Ямно:
«Что решили себе баллы заработать убогой никчемной статьей? Вам, Алексей, должно быть стыдно! Вы не из Бреста!??? У Вас нет детей!!!??? Вам интересы конченого бизнесмена, отравившего территорию и людей в Волковыске и Белоозерске, превыше здоровья своих близких!!!??? Как так можно!..
…Т.е. я МАССА??? А вы кто? А кроме пустословия никчемного (журналист вы ни о чем…) какие у вас для МАССЫ факты??? А массой сделано много, побольше вашего!
У вас личная зависть к блогерам? у вас нет такого рейтинга? Так вот они с 1-го дня с нами, освещают как есть ситуацию изнутри! А не сидя жопкой на теплом стуле строчат ахинею!!!! Я рада, что у вас мало подписчиков, — а от себя обеаю вам антирекламу вашему «изданию»…. Всего доброго!
Честно, меня удивляет ваше поведение….или Лемешевский и вам грошиков подкинул? Вместо того, что бы поддержать брестчан…вы подло пишите убогие статейки….ПОЗОР!»
Не скажу, что данное сообщение обидело меня, но вызвало чувство жалости и желание понять ее и как следствие диалог с ней.
Для убедительности представим несколько её цитат из переписки, на мой взгляд, в позиции этой женщины отражен собирательный образ основной массы противников строительства.
«Алексей, не мы должны доказывать! А нам власти должны все донести и убедить! У нас должны были спросить хотим мы этот завод или нет! А не фиктивно провести общественные суждения…если вы в курсе…
…для меня очевидно, что мы правы!
…охрана ко мне приезжала на дом, был ложный вызов — предложила подпись оставить…цитирую: сказали, кто хочет подписи против завода ставить — увольняйтесь и ставьте!
…они подпись побоялись оставить…»
На предложение озвучить свою позицию на камеру женщина отказалась, предложив просто «поболтать» на улице (принять участие в обсуждениях на площади).
Слабо верю, что мои доводы переубедили женщину или помогли понять мою позицию как человека по отношению к строительству, так и журналиста по отношению к создаваемым публикациям.
Давайте вместе еще раз попытаемся посмотреть на происходящее и понять, что на самом деле происходит и как быть. Ситуация по заводу мне интересна (беспокоит), я присутствую на большинстве мероприятий (пресс-туры, конференции, встречи), освещаю то, что вижу стараясь озвучить интересы всех сторон.
Бизнесмен Лемешевский строит завод в нашей стране, будучи ее гражданином, равно как и все мы имеет право на реализацию, не ущемляющую права других граждан. Государственное управление в республике происходит на основании законодательства и НИКАК иначе.
Посмотрите, на любой вопрос к власти мы получаем ответ со ссылкой на нормативный акт или статью закона.
И, очевидно, что реализация проекта идет в соответствии с законом. Да, мы можем негодовать и не соглашаться, дескать, закон (общественные обсуждения) исполнен формально (в этом можно убедиться, просматривая трансляции пресс-конференций), но он ИСПОЛНЕН. НА ТО ОН И ЗАКОН.
Доказывает это и областной суд по частной жалобе – решение суда первой инстанции осталось без изменений – завод строится дальше. Думаете, суд основывается на чем-то другом кроме закона? Убежден, нет! В мотивировочных частях указаны законные основания, по которым остановка строительства необоснованна.
Полагаю, что именно незнание закона гражданами является главной причиной пока неуспешной кампании противостояния.
Именно незнание закона, терминологии и кодификации деятельности и процессов производства. Посмотрите, во всех заявления противников на основании полученных ими ответов нет четкого представления ни у них, ни у меня лично, что же строится на самом деле. Сборочный цех, литейное производство или комбинат полного цикла?
А ведь все это имеет государственную кодировку, которая включает конкретные процессы. И уверен, что Лемешевский хорошо ориентируется в этих «понятиях» раз так бодро ведет строительство и 37000 мнений (подписей), не имеющих правовой силы, не могут остановить процесс. Да, можно грешить на несовершенство (закон, как дышло) закона, но это вопросы скорее к законодателю, чем к местной власти его исполняющей.
Полагаю, что при аналогичном подходе (кормлении голубей, эмоционировании, выражении мнений) в отстаивания своей позиции активистами завод вскоре благополучно построится и запустится.
Теперь непосредственно о позиции сторон.
Начнем с Лемешевского. Его позиция очевидна и понятна – человек зарабатывает деньги и, на мой взгляд, довольно успешно.
В существующих реалиях он сумел организовать единственное в Беларуси производство, вышел на рынки других стран и получил государственную поддержку. Более того, смог привлечь иностранные инвестиции.
Да таких людей нужно беречь, но и контролировать, а процесс «контроля» бизнеса у нас отлажен на высоком уровне.
Несколько неприятен факт закрытости самого Лемешевского и очевидное нежелание участия в диалоге. Я лично не единожды пытался установить контакт через пресс-службу, но то «плотный рабочий график», то «не до того. Убежден, при другом отношении самого бизнесмена, общение состоялось бы.
Если люди волнуются, переживают, то чисто из чувств понимания, наверное, стоило бы выйти на прямой диалог и еще раз попытаться успокоить, убедить, расположить людей.
Но чувства к делу не пришьешь.
Позиция противников строительства, очевидно, не имеет четких очертаний и основана на страхах и мнениях. Часть противников за приостановку и проведение общественных обсуждений, часть за полную остановку и перенос производства подальше от города, что способствует размытию направленности действий.
Доказательная база нарушений действующего законодательства строительства активистами не представлена – сплошные вопросы к власти и волнения. И ПОЛНОЕ НЕДОВЕРИЕ власти, пусть и имеющее некоторые основания в части гаранта экологической безопасности.
По наблюдениям, позиция противников строительства мне видится примерно так: «Свинец – смерть, мы все умрем, Лемешевский – плохой бизнесмен, власть нас не слышит, но должна, и приходите кормить голубей!» То есть на ЭМОЦИЯХ И ПОЛНОМ НЕДОВЕРИИ власти.
Посещение активистами Брестского райисполкома и облиспокома — сплошные сетования, негодования и «нас не слышат, водят за нос и тому подобное».
Простите, вам отвечают (и министр, и помощник Президента), но для вас, очевидно, приемлем только один ответ: «НЕТ ЗАВОДУ!». Только такой ответ устроит только вас, а как же интересы другой стороны?
Неоднозначна и позиция власти, но очевидно стремление следовать в соответствии с действующим законодательством. Бесспорно, размытость и двоякая трактовка закона говорит о его несовершенстве, но использование властью именно этой возможности, по моему мнению, говорит лишь об имеющемся интересе в строительстве завода.
На строительство завода расходуются бюджетные деньги, и ответственность за их распределение и использование несет местная власть. Убежден, что действия местной власти соответствуют принятым векторам развития белорусского государства хотя бы по факту части бюджетного финансирования строительства.
Что же делать несогласным?
На мой взгляд, всегда есть три пути. Первый – согласиться (смириться), но на него, очевидно, активисты не готовы. Второй – досконально изучить нормативные акты, найти и доказать нарушения в судебном порядке, что приведет к их устранению, но не факт, что к переносу завода.
И есть третий путь – сценарий Куропат. Если 37000 граждан без насильственных действий живым щитом станут перед въездом на стройплощадку, то вряд ли их расстреляют или раздавят техникой.
НО ГОТОВЫ ЛИ НА ЭТО САМИ ГРАЖДАНЕ? Более чем уверен, что нет.
И это, на мой взгляд, очень хорошо и не случайно.
Географическое и геополитическое положение нашей страны во многом оказало огромное влияние на формирование белорусского народа, его менталитет. Исторические события создали неповторимый белорусский национальный характер, а «пограничье» явилось важнейшим фактором становления таких национальных черт, как компромиссность, миролюбие и толерантность.
Постоянное нахождение Беларуси в сфере влияния и противодействия различных сил и интересов выработало у белорусов стремление разрешать спорные и конфликтные ситуации без применения силы, посредством достижения разумного компромисса на основе уважительного отношения к людям с другим мировоззрением или типом мышления.
Надеюсь, что сложившаяся ситуация со строительством завода временна и разрешится законным, мирным путем с учетом интересов всех сторон. ПРОСТО НУЖНО НЕМНОЖКО ПОТЕРПЕТЬ.
И, кстати, почти месяц блогеры утверждали, что нашли свинцовые отходы в Бресте. Хотелось бы узнать достоверную информацию о принадлежности найденных отходов и дальнейшей судьбе.
Автор: Алексей Голиков.
Дата публикации: 14 марта 2018