Как проехать к «дворцам» в Задворцах? Жители микрорайона 10 лет бьются за его благоустройство

Фото: Вечерний Брест

Бывшая деревня стала брестской окраиной ровно 10 лет назад. Казалось, статус областного центра обещает более высокие стандарты жизнеобеспечения. На деле же стали сбываться куда менее радужные прогнозы:

«Многие из нас были против присоединения, предполагая, что ничего, кроме повышения стоимости коммунальных услуг, мы не получим. Так и вышло. Хотя, когда нас включали в состав Бреста, городские власти обещали многое: построить школу, провести коммуникации, сделать дороги. Но, к примеру, на улице Задворской даже освещения нет. Десять лет прошло, а городом у нас и не пахнет, к сожалению. Даже когда мы были деревней, начальная школа здесь была. Сейчас и этого нет…» — рассказывает пенсионерка Раиса Дмитриевна.

В бывшей пригородной деревне, а ныне городском микрорайоне, более 600 домов и около полутора десятков улиц. Одна из них, Старозадворская (2,5 км), считается центральной — связывает жилой сектор с ближайшей остановкой общественного транспорта «ВамРад». Идти по ней в межсезонье — значит, преодолевать сплошную полосу водно-грязевых препятствий. А езда на автомобиле и вовсе напоминает ралли на болоте.

«С собой в машине всегда резиновые сапоги — а вдруг застрянем. Будто не черта города, а у черта на куличках. Как издевательство стоит на дороге знак ограничения скорости 30 км/ч. Ну кто из нас в здравом уме будет уплачивать пресловутый дорожный сбор?» — говорит Владимир, один из основателей группы «Без ям Задворцы».

По утрам ее участники, у кого машины повышенной проходимости, сообщают через «вайбер», где и как лучше проехать. Это стало уже традицией, сломать которую могут радикальные решения властей. И только морозная зима дает временную передышку.

Фото: Вечерний Брест

За десять лет жители Старых Задворцев отправили десятки писем с жалобами в различные инстанции — от администрации Ленинского района до Брестского облисполкома. В одном из первых ответов, подписанных предыдущим мэром еще в 2010-м, указывалось: асфальтирование Старозадворской запланировано на следующий год. Но ни в 2011-м, ни в последующие годы асфальтоукладчик здесь так и не появился. А на запросы жителей из горисполкома стали приходить совсем другие сигналы: «по причине отсутствия финансовых средств»… Эта штампованная фраза во всех ответах чиновников звучит почти как приговор: дескать, отстаньте, ни о чем не просите, у вас нет шансов.

«На вопрос, когда же появятся средства и можем ли мы на что-то рассчитывать в ближайшие 3−5−10 лет, нам никто толком не ответил. Мы были на приеме у Николая Якубовского (вице-мэра, курирующего строительство и сферу ЖКХ.- Ред.), пытались разузнать, есть ли Старые Задворцы хотя бы в планах по асфальтированию и благоустройству. Как оказалось, нет», — сетует Елена Александровна, одна из жительниц злополучного микрорайона.

Фото: Вечерний Брест

В конце декабря обратившиеся в горисполком получили-таки официальный ответ за подписью Н. Якубовского. Цитируем сей документ:

«В связи с тем, что городской бюджет формируется на очередной финансовый год, долгосрочные программы по реконструкции улиц Бреста горисполкомом не разрабатываются. Для поддержания грунтовых улиц в технически исправном состоянии (подчеркнуто автором) коммунальной службой города осуществляются работы по их текущему содержанию, проводится периодическое грейдирование, частичная подсыпка продуктами дробления отходов».

Видимо, у жильцов и чиновников различное понимание «технически исправного состояния». Но одним только бездорожьем проблемы Старых Задворцев не ограничиваются. В бывшем поселке, где проживают более двух тысяч человек (среди них немало детей и пенсионеров, в том числе несколько ветеранов войны), нет теперь не только школы и детского сада, но даже магазина и почтового отделения. Одно время здесь работал небольшой павильон, да и тот закрылся — кто ж будет разбивать в хлам подвеску грузовика на сплошных колдобинах? Владельцы маршруток также категорически отказываются ехать в район, где вместо дорог одни направления, а освещение улиц в темное время суток, мягко говоря, оставляет желать лучшего — некоторые из них с вечера до утра погружены во тьму.

Фото: Вечерний Брест

«Два года назад я обратилась в ГАИ по вопросам обеспечения безопасности движения, что в темное время суток улицы и перекрестки являются аварийно опасными. Мне пришел ответ: дескать, да, есть проблема, ее нужно решать, и ваше обращение передано на рассмотрение в горисполком. Вот до сих пор рассматривают», — рассказывает Раиса Дмитриевна.

Из нынешних благ цивилизации у «старозадворцев», пожалуй, только газ да электричество. Сейчас там прокладывают канализацию: на средства бюджета и самих жильцов. Но что дальше?

«Мы не выдвигаем каких-то заоблачных требований: например, немедленно заасфальтировать сразу все улицы в нашем микрорайоне. Понимаем, что бюджет города не резиновый. Вместе с тем, как налогоплательщики вправе потребовать соблюдения хотя бы минимальных стандартов. В преддверии 1000-летия Бреста деньги на благоустройство выделяются. Но создается впечатление, что наши власти заинтересованы лишь в том, чтобы сделать крупные объекты и похвастаться перед гостями, какой у нас замечательный европейский город. Но ведь к нам тоже гости приезжают. Так что нам теперь — вымостить улицы берестом, как тот легендарный купец из одиннадцатого века? А может, потом переименовать Старые Задворцы в Новое Берестье?» — с иронией рассуждает жительница Старых Задворцев Оксана.

Кстати, закон в этой части полностью на стороне горожан.

«Освещение улиц, обеспечение безопасности дорожного движения, благоустройство улиц и поддержание их в надлежащем санитарном состоянии является обязанностью исполнительных и распорядительных органов власти», — говорится в законе о местном управлении и самоуправлении.

Юристы из прокуратуры подтверждают: все правильно, требования людей абсолютно законны. Только у чиновников на все про все один ответ: нет денег. А впрочем, только ли в деньгах проблема?

За последние месяцы жители Задворцев отправили во всевозможные инстанции от Бреста до столицы коллективные письма с более чем 250 подписями. Но встречных шагов так и не последовало.

«На пустыре, где торчат остатки бывшей теплотрассы и растет бурьян, мы хотели сами разбить скверик, сделать детскую площадку, своими силами. Просили, чтобы власти просто благоустроили это место. Как оказалось, это позволено только юрлицу. Нам ответили: дескать, эта территория, согласно генплану, должна быть использована под строительство объекта общественно-бытового назначения. Так значит, план все-таки есть. Но на вопрос, когда там что-то построят, все только разводят руками», — недоумевает Олеся.

Прокомментировать подобную ситуацию мы попросили Леонида Брича, депутата Палаты представителей от первого округа, к которому также обращались жители Старых Задворцев:

«Действительно, проблем в этом микрорайоне накопилось немало. Как говорится, одним махом их не решить. Надо действовать постепенно. На днях я разговаривал с руководством Брестского горисполкома. Мы обсуждали эту ситуацию и с коммунальными службами города. К сожалению, сделать там асфальтирование даже одной центральной улицы ни в этом году, ни в следующем не представляется возможным. Но нормальную качественную подсыпку с последующим грейдированием ДЭП готово осуществлять, а местные власти — профинансировать. Наладить освещение, организовать выездную торговлю — также задача посильная. Думаю, в первом полугодии 2018-го эти проблемы будут сняты».

В подобной ситуации «людей на болоте» оказались не только жители Старых Задворцев. По информации Брестского ДЭП, в нашем городе свыше 200 км улиц не имеют твердого покрытия.


Источник информации: Борис Павловский, Вечерний Брест

Дата публикации: 21 января 2018