Александр Калиновский: нам нужен симбиоз предпринимателей и власти

Замдиректора Департамента по предпринимательству Минэкономики Александра КАЛИНОВСКОГО бизнесмены давно и хорошо знают. Работает он с ними «в полях», решая насущные вопросы. В эксклюзивном интервью «ЭГ» он поделился тем, на что рассчитывает власть и какие планы вынашиваются о будущем малого и среднего бизнеса (МСБ).

– На XIX Ассамблее деловых кругов Вы говорили о том, что психология власти в отношении МСБ поменялась. Какие условия нужно со­здать, чтобы малый и сред­ний бизнес стал большей половиной экономики страны?

– Сегодня сотрудники Минэкономики активно выезжают на встречи с предпринимателями, которые проводятся по разъяснению норм и положений Декрета Президента от 23.11.2017 № 7 «О развитии предпринимательства», и мы видим перемены в подходах. Сейчас нет оснований у конт­рольно-надзорных органов прийти на предприятие с плановой проверкой – они отменены. Для осуществления внеплановых проверочных мероприятий нужны очень веские основания. На этих встречах, семинарах предпринимателям говорят: приходите, пожалуйста, к нам, мы вас проконсультируем, мы вам поможем в вопросах сертификации, санитарных, противопожарных норм и т.д., руководители и специалисты дают телефоны. Такой подход действительно людей подкупает. Раньше говорили – вы должны, сегодня – мы вам поможем, и это очень здорово.

 

Многие руководители на местах исполнительной вла­сти понимают, что для того, чтобы двигаться вперед, надо взращивать местные бизнесы. Это, прежде всего, новые рабочие места, налоги. Хорошим примером в Минске является действующий бизнес-инкубатор на ул. Чапаева 3 КУП «Молодежная социальная слу­жба» (учредитель – администрация Партизанского района Мин­ска). Там около 200 субъектов хозяйствования занимаются бизнесом и достаточно успешно, и это значительный вклад в наше экономическое будущее.

Стратегией устойчивого раз­вития Беларуси до 2030 г. предусмотрено, что доля малого и среднего бизнеса в экономике страны должна быть не менее 50%. Сегодня этот вклад почти в два раза меньше. Фактически за эти 12 лет необходимо эту долю удвоить. То есть малый и средний бизнес должен в 2 раза быстрее развиваться, это очевидно. Малый бизнес – это неотъемлемая часть экономической сис­темы, поэтому кризисные явления затронули, в том числе, и его.

И сейчас нам необходимо думать, как ускоренными темпами развивать МСБ и выполнить поставленную задачу. В прош­лом году Минэкономики создало рабочую группу, которая занималась разработкой стратегии развития малого и среднего предпринимательства (МСП) до 2030 года. В ее состав, в том числе, вошли представители науки, ведущих объединений и союзов предпринимателей. В раз­работанном проекте Стратегии, который уже направлен в Правительство, предусмотрено, что до конца 2020 года нужно создать комфортную институциональную среду для ускоренного развития МСБ в нашей стране. В этот же период должна быть создана  инфраструктура, через которую можно было бы на местах, прежде всего в районах, эффективно осуществить весь спектр мероприятий по реализации государственной политики развития МСБ. Это очень амбициозная задача.

– Что планируется сделать, чтобы оживить МСБ?

– На эту тему, я полагаю, мо­жно будет серьезно поговорить после утверждения (одобрения) Стратегии Правительством. Это серьезный документ с конкретными направлениями развития.

– Требования бизнеса, которые были озвучены на Ассамблее деловых кругов 1 марта 2018 г. Насколько, на Ваш взгляд, они обоснованы, и какова будет на них реакция Правительства?

– Я бы назвал это не требованиями – это консолидированные предложения бизнес-сообщества, основанные на повседневных практиках членов бизнес-союзов и ассоциаций. Они будут оформлены в единый документ – «Национальная платформа биз­неса 2018».

Полагаю, что эти предложения заслушивают всестороннего рас­смотрения на общественно-­консультативных (экспертных) Советах, созданных при облисполкомах (Мингорисполкоме), профильных министерств и ведомств, иных органах государственного управления. Понятно, что зачастую ведомственные интересы не всегда совпадают с интересами предпринимателей, но цель у всех должна быть одна – увеличить вклад МСП в экономику страны. Необходимо искать компромиссы и на основании предложений предпринимателей принять взвешенные решения. Игнорировать работу над этими предложениями – противоречить духу Декрета № 7.

– Как можно изменить ситуацию с доступностью и стоимостью кредитных ресурсов? Считаете ли Вы приемлемой ситуацию, которая сейчас есть в этой сфере для МСБ?

– Сегодня кредитные ресурсы все же достаточно дорогие. Даже если рассматривать кредиты под ставку рефинансирования, которые выдает Банк развития, где на несколько процентных пунктов стоимость кредита мень­ше, чем в других коммерческих банках, я бы все равно назвал это поддержкой с некоторой долей условности.

Сумма основного долга и проценты по кредиту – это все ложится тяжелым грузом на себестоимость, конкурентоспособность предприятий. В стране должен быть создан инвестфонд, который мог бы входить с серьезной суммой в уставной фонд малого, среднего предприятия с гарантией выхода из него через два-три года, чтобы дальше фирма могла самостоятельно развиваться, я полагаю, это была бы более действенная поддержка. Такой поддержки заслуживают инновационные перспективные проекты, которые могут существенно повлиять на устойчивое развитие регионов. Фор­мы поддержки надо развивать и расширять. Надо внедрять такую форму поддержки, как выдача грантов, покрывающих части затрат, например, на приобретение оборудования и т.д. Грантами можно поддерживать социальный, молодежный бизнес, женское предпринимательство, стартапы. Сегодня, действительно, формы, объемы финансовой поддержки не совсем удовлетворяют современным требованиям. Для того чтобы придать импульс для ускоренного развития МСБ, ведется работа и в этом направлении.

– Предприниматели в ходе круглого стола на Ассамблее выступили с просьбой о создании бизнес-ассоциации. Будет ли она создаваться, видите ли Вы необходимость такой структуры для МСБ?

– Сегодня есть масса биз­нес-союзов, есть конфедерация, которая эти бизнес-союзы объединяет, и та же Ассамблея деловых кругов проходила под эгидой конфедерации, бизнес вы­ступал консолидировано. Ес­ли нужна какая-то отраслевая ассоциация – с удовольствием под­держим эту инициативу. БАМАП – это хороший пример саморегулирования целой отрасли – международные грузовые перевозки. Но бизнесмены не очень хотят объединяться. Сегодня считанные проценты готовы работать в бизнес-ассоциациях.

– Новым вызовом для бизнеса стало засилье торговых сетей, которые, по мнению предпринимателей, находятся в более выгодных позициях и выдавливают МСБ. Как, на Ваш взгляд, должны вести себя предприниматели, чтобы остаться на плаву?

– Да, есть такое. Это опять к тому, что объединяться предпринимателям надо. Сегодня есть Ассоциация торговых сетей пошаговой доступности. Малые «торговые» предприниматели объединяются, оптом закупают продукцию на тех же условиях, что и крупные сети, пользуются такими же преференциями и льготами, и уже могут конкурировать на равных. По этому пути могут пойти и предприятия иных сфер бизнеса – объединяться в отраслевые ассоциации, о чем мы говорили, – добровольные объединения.

Мы выступаем за то, чтобы союзы и ассоциации предпринимателей, обладали достаточным потенциалом, могли качественно провести экспертизу проектов принимаемых документов, касающихся МСБ, внести конкретные предложения. Важна их роль и в создаваемой в стране системе оценки регулирующего воздействия нормативно-правовых актов. Чиновник часто смотрит с точки зрения соответствия документа другим нормативным актам, документам смежных министерств и с точки зрения интересов государства. А предприниматели вообще могут смотреть под другим углом на те или иные вопросы, предлагая совершенно другие пути развития. Поэтому этот симбиоз нужен нам, истина где-то посередине.

– Если бы Вы решили заняться бизнесом, какие виды деятельности выбрали ли бы? Что бы посоветовали начинающему предпринимателю?

– Я занимался бизнесом в 90-е, время было не очень… Поэтому я многое из того, с чем приходится сталкиваться предпринимателям, прошел сам.

Надо заниматься любимым делом, делать то, что умеешь (то что не умеешь, ты любить не будешь). Я бы начинающему пред­принимателю, у которого нет особых финансовых ресурсов, посоветовал обратить внимание на наш соседний рынок (Россию) и заниматься продвижением нашей продукции. С моей точки зрения, это достаточно перспективно.

– Предприниматели, может, и хотели бы работать с Россией, но жалуются на сложность ведения бизнеса с точки зрения существующего правового поля…

– Здесь хотелось бы отметить следующее. В рамках Союзного государства Беларуси и России сделано много и в сфере образования, и трудоустройства, социального обеспечения. Но есть вопросы, которые нужно решать. Наши товары и услуги должны более свободно проникать на российский рынок. Я как-то попытался проанализировать процедуры, которые должен пройти, к примеру, директор СПК, у которого российский фермер заказал 2 т картошки (не хватило поле засеять). Я насчитал больше десятка процедур. Заниматься ими надо больше недели, ничего больше не делая. Надо упрощать. Это в основном наши отечественные требования. Сегодня в Беларуси производится много качественных товаров, работ, услуг и они востребованы в России. Но вот эти барьеры и с той, и с другой стороны… В рам­ках Союзного государства необходимо снимать эти барьеры, товары и услуги должны перемещаться более свободно.

Автор публикации: Подготовила Алена ЛАНДЫРЬ

Источник информацииhttps://neg.by/novosti/

Дата публикации: 27 марта 2018