“Я вам ничего не покажу!”: кандидат в депутаты Губаревич вызвал милицию на участок
Чудеса арифметики массово фиксируют наблюдатели на многих избирательных участках. За ночь цифра проголосовавших досрочно вырастает на 150 голосов! На один из участков в Минске команда кандидата Юрия Губаревича вызвала милицию. Правда, высокий по званию сотрудник органов даже не переступил порог кабинета.
А теперь по порядку. Председатель движения “За свободу” Юрий Губаревич участвует в избирательной гонке в Первомайском районе столицы (Академический округ №48). Наблюдение ведется каждый день, без перерывов. И без метаморфоз не обходится. Например, наблюдатели насчитали 35 человек в первый день голосования, а в протоколе возникла цифра 150.
Кандидат в депутаты решил выяснить у председателей комиссии, как такое может происходить и исключить факт подлога, что есть уголовным преступлением. Вместе с командой и журналистами Юрий Губаревич отправился в колледж электроники, где разместились сразу два участка.
Начали условную экскурсию с участка №11. В первый день голосования здесь наблюдатели зафиксировали 60 избирателей, а в протоколе – 145 человек. 85 человек прошли мимо наблюдателей?
– Спрашивайте у своего наблюдателя, как он не заметил, – говорит председатель Куфтырев Михаил Васильевич.
Юрий Губаревич предложил председателю участковой комиссии легкий способ проверить реальную цифру проголосовавших, чтобы развеять все сомнения – просто посмотреть списки избирателей.
– Списки можем только пролистать. В руки не даем. Подписи читать не будем, – заявил председатель.
– Пустовато… – отметил Губаревич.
А вот на участке №12 отказались даже пролистать журнал с подписями избирателей.
Вашему вниманию разговор Губаревича и председателя участковой избирательной комиссии Кисляк Светланой Александровной.
– В первый день досрочного голосования на участке №12 по данным нашего наблюдателя проголосовало 35 человек. А что у вас протоколе написано?
– То, что написано в протоколе, то и написано.
– Можно с протоколом ознакомиться?
– Ваши фотографировали. Есть копия протокола.
– 185 человек! Наверно, такой поток людей был? В первый день все шли, а сейчас никого нет.
– Да, был поток.
– И наш наблюдатель пропустил такой поток? Не зафиксировал?
– У меня это все зафиксировано.
– И это все есть в журнале учета избирателей?
– Списки мы вам не покажем! Считайте это как хотите. Ничего мы не будем перед вами листать. Кому надо – тому будет открыто.
– Вам есть что прятать?
– Мне нечего прятать. В законодательстве нигде не написано, что я должна вам показывать списки.
– Статья 13 – выборы проходят открыто.
– Мы никому не запрещаем наблюдать.
– А почему член комиссии сейчас бюллетени подписывает. Разве не до начала голосования это делается?
– Подписать можно и теперь. Это мы на основной день голосования подписываем.
Как отмечает Юрий Губаревич, нежелание даже издалека показать списки проголосовавших означает одно: списки пустые.
– Комиссия даже не заморачивается, чтобы что-то фальсифицировать. Они знают, что закон их покрывает. Вот и вся открытость наших выборов.
В итоге наблюдатель Алексей Клюшниченко вызвал милицию. На вызов приехал замначальника Первомайского РУВД.
– Я вызвал милицию, чтобы сотрудники проверили наличие факта фальсификации: действительно ли люди ставили подписи за выданные бюллетени, не подделал ли их кто-то. Мне сказали написать заявление, но разбираться по горячим следам не захотели. Всем займется районная избирательная комиссия, – рассказал “Белорусскому партизану” Алексей.
– Милицию вызвали, чтобы предотварить, возможно, и уголовное преступление – подлог. Но сотрудник РУВД даже не зашел на территорию участка, постоял перед дверями кабинета и ушел разговаривать в отдельное помещение с наблюдателем и принимать заявление, – рассказывает Юрий Губаревич. – Активность среди граждан никакая, поэтому надо показать ажиотаж и явку.
Алексей Клюшниченко непрерывно наблюдает на своем участке №11. Выходит в туалет и на обед строго в часы, когда участок закрывается на голосование. Его подсчеты избирателей не совпадают с цифрами в протоколе, которые появляются утром.
– Активность сегодня и вчера – низкая. За сегодня 15 человек проголосовали. Суть в том, что когда я прихожу утром – кабинет уже открыт. У них есть и печать, и ключ. В районной комиссии на мою жалобу мне ответили: наблюдатели не должны считать людей, – рассказывает Алексей по телефону, не отходя далеко от кабинета, чтобы не пропустить очередной “поток” людей. – Конфликтов у меня нет с членами комиссии. Сижу, наблюдаю. Один раз я попросил члена комиссии вернуться с перекура, так как на участке должны находиться минимум два человека.
По словам наблюдателя, люди приходят голосовать группами по несколько человеком с некоторой паузой.
– Большинство здоровается с председателем комиссии.
– Так это нормально заходить и здороваться.
– Ну, они здороваются как знакомые люди…
Подобные приписки и искусственное создание активности на выборах – регулярная практика в Беларуси. Об этом сообщают правозащитники и наблюдатели
Дата публикации: 16 февраля 2018