Мы – русские? Или кто тогда?
Концепция триединого русского народа, состоящего из великороссов, малороссов и белорусов, пришла к нам из девятнадцатого века, когда эти этнические общности проживали в Российской Империи в подданстве российского Государя Императора. Я не буду затрагивать историю вхождения земель современной Украины в Империю, сосредоточусь на Беларуси.
Здесь, как и у южных соседей, кое-кому не нравятся идеи «Русского мира», перекликающиеся с традициями триединства. Они не оформлены конкретным документом, как, например, Конституция, поэтому под «Русским миром» люди понимают очень разное.
Русский мир (Русь) — цивилизационная надгосударственная общность, связанная русской в широком смысле слова культурой, подразумевающей взгляд на Человечество, как на большую семью, но с пониманием того, что ближайшими родственниками России в рамках этой семьи являются культурно и исторически родственные ей страны.
В приведённом толковании есть пара подводных камней, о которые царапают днище корабли самосознания жителей тех самых родственных стран.
Русь – это этнокультурный регион, часть континента, место, где население преимущественно состоит из восточных славян. Географическая локация с населением и собственно население – не одно и то же. Поэтому слово «Русь» не может быть эквивалентно выражению «Русский мир».
Русь, производное – русские… Древние княжества Руси, находившиеся на территории современной Беларуси и существовавшие независимо, до наступления литовско-жмудской гегемонии, думаю, вряд ли стоит именовать «белорусскими», в чём преуспел самый известный фальсификатор отечественной истории Вацлав Ластовский. Если бы тысячу лет назад Всеславу Брячиславичу, князю Полоцкому из династии Рюриковичей, какой-то путешественник во времени вздумал бы растолковать, что тот – белорус и правит белорусским государством, княже, думаю, велел бы казнить наглеца или счёл юродивым.
Здесь кроется терминологическая ловушка. Русь как совокупность государственных образований (княжеств) постепенно попала под суверенитет Великого княжества Московского, трансформировавшегося в Русское царство, позднее – в Российскую Империю. Потом и в Советский Союз, предоставив лёгкую автономию национальным окраинам в виде союзных республик. Преобладающий этнос Руси, Великого княжества Московского и так далее, до современной Российской Федерации включительно, именует себя русским народом. Если отождествлять русских дотатарского периода с нынешними, то, по этой логике, славянское население Беларуси и Украины – тоже русские, корнями-то все оттуда.
На самом деле, русы до XIII века – общие предки трёх современных народов. Русские-россияне – прямые наследники, украинцы и белорусы – два ответвления, получившие право считаться иными нациями, когда набралось достаточное количество отличительных признаков.
Ситуация в Беларуси и в Украине отличается коренным образом. Деление по Днепру на лево- и правобережных малороссов у нашей южной соседки наложило громадный отпечаток, не изжитый за века. Слева – тяготение к великороссам, РПЦ и православию, русскому языку, общему прошлому. Справа – как бы проевропейский курс, автокефальное православие и католицизм, украинский язык, муссируемая ненависть к «оккупантам» и «агрессорам» в «гибридной войне». Украинская нация содержит в себе два настолько разных народа, что им трудно ужиться под одной государственной крышей. Их не смог помирить даже еврей Зеленский.
В Беларуси население менее пёстрое. Страна столетиями, до XVI века, находилась под литовским владычеством, после Люблинской унии сменившимся польским, вплоть до перехода к унитарному государству с единым посполитым народом в католической вере. То есть литовское, польское и католическое давление распределялось более равномерно, пусть на Западе проявлялось несколько сильнее.
После трёх Разделов население на всех этих землях подвергалось обрусению и обращению из униатства в православие. Применительно к современности куда больший след оставили не средневековые события, а пребывание Западной Беларуси в составе Речи Посполитой в 1921-1939 г.г. И так, белорусы – это потомки православного народа Руси, поэтапно подвергнутые: литовскому влиянию, ополячиванию и окатоличиванию, затем обрусению и частичному возвращению в православие, со значительной примесью генетического и этнического материала в результате войн и миграций. Данная цепочка из трёх метаморфоз привела к образованию отличной от соседей этнокультурной общности – белорусов.
Казалось бы – что тут неясного? Увы. Прошу прощения за длинную цитату, она из учебного пособия «Основы идеологии белорусского государства: курс лекций. Мн., 2005 г.», на обложке значится «Академия управления при Президенте Республики Беларусь». Стало быть, содержание отражает официальную точку зрения.
…В результате феодальной раздробленности и нашествия татаромонголов в начале ХІІІ века Древнерусское государство распалось. На северо-западной его части во второй половине ХІІІ века возникло Великое княжество Литовское, которое в конце XIV в. стало называться Великим княжеством Литовским, Русским, Жемайтским. Такое название государства отражает сложный процесс его становления и, разумеется, дает ответ на характер этнического состава населения этого государственного образования. Однако необходимо отметить, что и до сегодняшнего дня не умолкли дискуссии и споры об этническом составе его населения. Спектр взглядов на эту проблему очень широкий — от трактовки Великого княжества в качестве литовской державы до провозглашения его белорусской империей. В значительной степени это связано с отсутствием в письменных источниках информации о юридических основах объединения балтских и славянских территорий в единое государство, в разных сферах (политической, экономической, культурной) которого в дальнейшем доминировал или балтский, или славянский элементы. Однако существенно то, что в рамках существующего Великого княжества Литовского интенсивно шел процесс формирования белорусского этноса.
Белорусского?! В Литве?!! Я вас умоляю… Шляхта ВКЛ позорно «слила» государственный суверенитет полякам и допустила полное растворение Литвы в Польше. Когда российские войска вошли в Минск после Второго Раздела, тут о Литве сохранились лишь смутные воспоминания, легенды о былой славе… написанные на польском языке. Литва сама исчезла! Что уж говорить о Беларуси, ещё не существовавшей даже в проекте. А так – унитарное католическое государство Речь Посполитая. Т.е. Польская Республика. Независимость которой шляхта опять бесстыдно профукала – не привыкать.
Я не нашёл в более современных учебниках или пособиях по идеологии иного взгляда, может – плохо искал. Но сейчас история белорусской государственности изучается в вузах, начиная с русских княжеств периода феодальной раздробленности и литовского периода, то есть со слишком дальней предыстории. На самом деле, летопись отечественного национального государства началась с Всебелорусского съезда в 1917 году, вторым шагом стало провозглашение ССРБ в январе 1919 года. А хочется раньше… Чем древнее – тем лучше. Интересно, в Каире государственность Арабской Республики Египет штудируют с эпохи Рамзеса или Тутанхамона?
Вернёмся к современности.
Если всех восточных славян называть русскими, то мы, белорусы, – русские, но это не верно. Сейчас точнее «русскими» именовать потомков великороссов (по терминологии царского времени).
Ситуация осложняется тем, что с ХХ века понятие «нации» и «народа» всё дальше уходит от генетической составляющей, от происхождения, религиозной принадлежности. Т.е. традиционных национальных маркеров. Появился термин «гражданская нация». Американцы, к примеру, считают себя таковой, не смущаясь, что в неё входят представители большинства народов, живущих на Земле.
Возьмём евреев, в оригинале – из семитской этнической группы. Любой, побывавший в Израиле, наверняка видел эфиопских негров в кипах и традиционных чёрных костюмах. Они, как бы потомки царицы Савской и царя Соломона, считаются евреями. Одна из распространённых тем современной женской литературы в Израиле – что считать несчастьем: если дочь выходит замуж за араба, довольно беленького с виду, но мусульманина, или если избранник – темнокожий иудей.
В Беларуси более 10% населения имеет русских предков, говорит по-русски и считает себя русским по происхождению. При этом хранит белорусское гражданство, обрело белорусскую ментальность, стиль жизни. Уклад, привычки, духовная общность с этой землёй не меньше, если даже не больше, чем по отношению к России. Они – русские и белорусы одновременно! В чём я не вижу никакого противоречия.
Возвращаюсь к «Русскому миру», триединству и другим чувствительным вещам. «Русский мир» может быть более притягателен за пределами России, если он не российскоцентричен. Люди охотнее поддержат какие-то лозунги, основанные на славянской культурной общности, а не на доминировании одного государства. Тем более, что и доказывать не нужно, Россия – самая большая из нашей троицы, самая сильная, с наибольшим числом русскоговорящих. Её доминанта аксиоматична и не нуждается в пропаганде. Прямой и главный наследник Древней Руси, Российской Империи и Советского Союза, со всеми светлыми и тёмными сторонами истории, нашей общей истории.
Если бы я разрабатывал концепцию «Русского мира» перед запуском её в массы, назвал бы иначе. Например, «Славянский мир». И учредил бы переходное председательство в проекте, чтобы некая координационная группа по очереди заседала в российских, белорусских и украинских городах. В Украине, впрочем, после 2014 года это не реально.
Сама постановка вопроса – ты за Россию или Беларусь – абсурдна, если только речь не о матче сборных по хоккею. Невозможно быть патриотом Беларуси и желать несчастий России, мы настолько связаны-перевязаны, что любой удар по восточному соседу отражается и на нас.
Подытожим.
Идея «Русского мира» рождена в России. В значительной степени «заточена» под внутреннее применение. Но что мешает дополнить её белорусской, украинской версией? Совместной, а не разделяющей! Пока никто подобную идею у нас не озвучил. Слабо?
Анатолий Матвиенко
Дата публикации: 25 июня 2019