ЖИТЬ и Людьми зваться хотят не только противники строительства завода в Бресте, но весь простой люд Беларуси.
Последние строки из стихотворения Янки Купалы «А хто там ідзе?” стали особо актуальны в наши дни.
Разница лишь в том, что в то время через страдания народа столетиями определялась самобытность и самосознание белоруской нации, а сегодня через несогласие простого гражданина интересами бизнеса и «глухостью» властей определяется степень терпения человека.
Чем схожи два обозначенных периода?
Страданием и желанием «ДОКРИЧАТЬСЯ» до власть имущих, донести, что мы тоже люди и можем хотеть или не желать, у нас может быть иная точка зрения, доводы и аргументы.
В те времена становления белорусская нация принуждалась физически и морально. Янка Купала своим стихотворением говорил: «Мне хотелось крикнуть на весь мир о том, как тяжело страдает народ, угнетенный царем и капиталистами».
Что изменилось с тех пор?
Ничего! Только капиталисты стали называться бизнесменами да коммерсантами и как тогда любое притеснение во имя личных интересов стоило определенных подношений царю, так и сейчас не за красное словцо власть лоббирует интересы бизнеса. А простому народу ведь много не нужно — «чарку и шкварку», мирное небо и чистый воздух, НО ЛЮДСКИЕ ПЕРВИЧНЫЕ ПОТРЕБНОСТИ НЕ УЧИТЫВАЮТСЯ.
Примеров и аргументов масса.
Строительство птицефабрик, свинокомплексов и комплексов по выращиванию КРС вблизи населенных пунктов привело к загрязнению окружающей среды, вредному воздействию на организм людей и полному уничтожению животноводства (частных подворий) в деревне. Эти «поддержки и стимулы» деревни были реализованы через запрет на выращивание скота в буферных санитарных зонах и «болезни-эпидемии», которые вдруг неведомо откуда появлялись, потом так же вдруг бесследно канули в Лету и через убыточную, низкую закупочную стоимость мясомолочной продукции у населения.
Невозможность (запрет) заниматься скотоводством на селе привела к массовой незанятости населения и как следствие к алкоголизации. Безусловно, часть населения пришла на работу в агропромышленные комплексы, но уровень зарплат у капиталистов унизительно низок.
Об этом свидетельствуют не только видеоматериалы в сети Интернет и отток населения из деревень, но и государственные меры регулирования – пресловутый «декрет о тунеядстве» и обязательная, де-факто принудительная отработка студентов по распределению.
НО ЭТО НЕ СТОИТ ВНИМАНИЯ.
Строительство промышленных предприятий (автомобилестроение, деревообработка, целлюлоза, цемент) наглядно показали убыточность, а продукция оказалась невостребованной, неконкурентной на мировых рынках и неподъемной для внутреннего потребителя.
Доказательством тому служат регулярные искусственные меры по «разгрузке» складов от произведенной продукции и так и не принесшие прибыли автомобильные проекты «Форд», «Саманд», «Люблин», а теперь и «Джилли».
Началась трудовая миграция в соседние страны, но народ СМИРИЛСЯ И С ЭТИМ.
Возможно, описанные явления выражены эмоционально и понимаются ошибочно, дескать, процессы глобализации и мировой экономики диктуют именно такие производственные и экономические модели, НО…
Количество выявленных нарушений в сфере экологии, аресты подкупленных картошкой и зерном специалистов-экологов и пристальное внимание к строительству аккумуляторного производства в Бресте указывают на чудовищную, преступную алчность бизнеса под покровительством власти, которая де-юре является гарантом безопасности, в том числе и экологической, а де-факто только констатирует нарушения.
Действительно, все описанное выше звучит эмоционально и громко, но «КРИЧИТЕ И, ДА ОТВОРЯТ ВАМ».
Поначалу аргументы о том, что противники строительства куплены конкурентами и делают кампанию противостояния по заказу, были сколько-то убедительны, а озвученная бизнесменом Лемешевским «польза» в виде налогов государству и рабочих мест гражданам от производства даже подкупали.
НО БИЗНЕС И ВЛАСТЬ ВСПУЛКЕ ПОКАЗАЛИ ИСТИННОЕ ЛИЦО – ЖАЖДА НАЖИВЫ ЛЮБОЙ ЦЕНОЙ и даже ЦЕНОЙ ЗДОРОВЬЯ ГРАЖДАН.
Очевидным подтверждением тому являются закрытое производство в Волковыске, найденные в Бресте отходы «Бит-Сплав», отходы в Зеленом Бору, формальное и безответственное проведение процедуры общественных обсуждений, закрытость информации по строящемуся заводу, нежелание и даже запугивание людей властями любых обсуждений строительства – список можно продолжать долго…
На кону стоит прибыль одного человека, через которого будут кормиться заинтересованные и здоровье детей простых граждан.
Граждане не согласились заплатить такую цену, но власть и бизнес даже слышать не желают о переносе строительства в другое место. Выкручиваются, уходят от диалога, не отвечают, угрожают.
ЛЮДЬМИ ЗВАТЬСЯ! Так в двух словах выразил Янка Купала желание белорусского народа сто лет назад.
ЖИТЬ! Так сегодня выразили желание весомой части брестчан в видеоролике.
Пока завод строится удивительно быстрыми темпами, люди пытаются достучаться любыми мирными способами (кормление голубей, видеоролики, обсуждения, подписи).
НЕТ ЗАВОДУ В БРЕСТЕ! – звучит в каждом действии людей.
Возможно, сии строки написаны человеком без экономического и иного образования, не понимающим, что данные производства даже при таких экологических последствиях будут благом для народа. Возможно, но…
Народ делает свой выбор самостоятельно и, очевидно, аргументировано и здраво. А если нет? Если народ ошибается или заблуждается?
Свобода выбора и право на ошибку гарантирует Конституция!
Автор: Алексей Голиков
Дата публикации: 17 марта 2018