Юрий Глушаков: Почему матери убивают своих новорожденных детей

Новостная лента принесла очередное сообщение: женщина в Пинском районе, как предполагают,  убила своего  ребенка. Увы, это новость сегодня не является чем-то из ряда вон выходящим – подобные известия приходят все чаще и чаще…

 

Детская жертва 

 

Что же происходит в нашем обществе? Почему такое становится возможным? Ведь, казалось бы, нет для женщины ничего дороже, чем жизнь и здоровье ее ребенка? Во всем виноват нынешний кризис?

 

К сожалению, детоубийства составляет целую мрачную страницу в истории человечества. Они известно с древности. С одной стороны, как сообщает Библия, у многих языческих народов существовал обычай посвящать своих первенцев в жертву богам. В Месопотамии дома строили на заложенных в фундамент костях жертвенных младенцев. Затем человеческие сакральные жертвоприношения были заменены на заклания животных.  Другие племена вынуждены были избавляться от лишних ртов – детей и стариков, при недостатке средств к существованию. Так, известный советский и российский археолог Сергей Алексеев сообщает, что северо-западная группа славян-«венетов» вплоть до Средних веков практиковала обычай умерщвления новорожденных девочек. Эти предки современных поляков и отчасти – белорусов,  жили в достаточно неблагоприятных для тогдашнего примитивного земледелия природных условиях. И для и них каждый  кусок хлеба был в цене. Порой – выше детской жизни. Но все это практиковалось в глубокой древности, и было связано с тяжелыми материальными проблемами или религиозными предрассудками. Со временем, худо бедно, но хотя бы черного хлеба стало хватать почти всем.

 

Считается, что в XIX — начале XX века  требования строгой патриархальной морали стояли на страже семьи и ребенка. Но так было далеко не всегда. Нелегальные аборты, которые выполняли бабки-повитухи,   уносили страшную жатву в дореволюционной России, забирая жизни как детей, так и матерей. Тоже самое происходило и в СССР в те периоды, когда аборты там были запрещены. Автору также  доводилось работать с материалами по Гомельскому исправдому 20-х годов. Среди отбывавших там наказание женщин были и осужденные за убийство новорожденных детей. При этом основными побудительными мотивами к избавлению от «незаконно прижитых» была боязнь… общественного порицания за добрачные связи.

 

Общественная мораль – как мотив для преступления?

 

А как обстоит дело в наше время? Начнем с того, что у нас есть право на легальное квалифицированное прерывание нежелательной беременности. Пока, по крайней мере.

 

Аборт – явление неоднозначное. И сейчас мы не будем обсуждать все его аспекты. Но достаточно сказать, что криминальный аборт – еще хуже. Сегодня в РБ, в отличие от некоторых ее соседей, аборты не запрещены. Но желающие произвести это, безусловно, спорное с этической точки зрения действие сталкиваются с профилактическими разъяснениями им нежелательности подобных шагов уже в медицинских учреждениях.  Некоторые сторонники права на аборт расценивают это как определенное психологическое давление, к которому теперь, де факто, подключено теперь и государство. Но при этом право на прерывание нежелательной беременности за гражданками РБ все еще сохраняется.

 

Что касается же и нынешнего происшествия в Пинском районе, и  ряда других случаев, то там женщины точно не желали придавать огласке факт своей беременности.  А рассчитывали избавиться от ребенка так, что бы никто об этом не узнал. И предпочли самый страшный «выход». Так все же – почему именно так? А не путем разрешенного законом аборта? Не через передачу ребенка органам опеки? А пошли на убийство? Причины этому могут быть разные. Теоретически, соображения некоего псевдоморального порядка могли тут сыграть некую роль. Но, безусловно, боязнь «общественного осуждения» за аборт или «незаконное» зачатие, в отличие от прошлого, в наше время не могут быть основной причиной детоубийства или избавления от плода.

 

Еще можно вспомнить, что женщина после такого сильнейшего стресса, каким является беременность и роды, может впасть в состояние послеродового психоза. Но ведь в наших случаях женщины, похоже, сознательно и изначально уклоняются от медицинского наблюдения. И, соответственно, от любой помощи, в том числе – психологической. Значит, решение избавиться от ребенка принимается заранее и намеренно?

 

Несмотря на отсутствие публикаций обобщающей аналитики по этой проблеме, некоторые предположения о причинах мы все же попробуем  сделать.

 

Лайфстайл и социальная политика – против детей

 

Причины, к сожалению, более серьезные. Во-первых, как представляется, многих матерей пугает материальная неустроенность. Сегодня воспитание ребенка – занятие более чем дорогостоящее. А положение матери-одиночки – вообще катастрофическое.  Детское питание, одежда – все стоит баснословных денег. Но кормить можно, хотя бы первое время – грудью. Одежду – брать «б/у» у знакомых, что делает, наверное, сегодня подавляющее большинство родителей – а не только женщины, самостоятельно пытающиеся вырастить детей. Вот, например, памперсы – пачка их стоит в среднем около 30 рублей. Хватает же ее, в лучшем случае, на неделю. Итого в месяц только на «трусики-подгузники» нужно выложить около 120 рублей. А как жить, если такая мама получает зарплату в 300-400 рублей? А то и меньше.  И еще за коммуналку надо заплатить рублей 70-100. И нет родителей, которые могут помочь? В состоянии ли женщина с ребенком прожить месяц на оставшиеся 100-200 рублей? Когда минимальный дневной набор продуктов в магазине обойдется в рублей 15-20?

 

Это – не оправдание. Но – одна из побудительных причин. И не только таких крайностей, как детоубийство. Значительно чаще неспособность обеспечить детей материально в условиях социального кризиса на постсоветском пространстве ведет к тому, что миллионы детей так и не появятся на свет. А множество семей – никогда не будет создано.

 

А у избавления от собственного потомства есть и другая, куда более весомая причина – полная моральная деградация. Сегодня и мужчины, и женщины становятся все более эгоистичными. Какие там дети? Самому хочется хорошо пожить. Одни стремятся сделать карьеру, заработать как можно больше денег. Другие – оторваться по полной, жить не напрягаясь. Легкие развлечения, алкоголь, а то и наркотики – теперь это удел не только мужчин, всегда бывших склонными к рискованным формам поведения. Но, увы – и прекрасной половины человечества. И дети далеко не всегда вписываются в этот лайфстайл.

 

Возможно, по такой же причине эти «матери» не передают детей органам опеки, а избавляются от них навсегда. Ведь по действующему законодательству, такая мать может быть принуждена к компенсации содержания своего ребенка государством.

 

Свою долю вины за деяния таких женщин несут и мужчины, так и не рискнувшие взять на себя ответственность за свое потомство.

Материнский инстинкт очень силен, ведь он – основа продолжения человеческого рода. Но мы видим, что под влиянием вирусов эгоцентризма, с одной стороны, и анорексии бедности – с другой, он все чаще и чаще начинает давать сбои…

 

Дети и котята

 

Эта проблема актуальна не только для Беларуси, но и для России, и для Украины. Все это нам хорошо известно.  А как обстоят дела в тех  постсоветских странах, которые оказались по другую сторону бывшего «железного занавеса»? Например, в Прибалтике? Мы связались с жителем Литвы  Юргисом.  Оказывается, там такие случаи тоже не являются чем-то исключительным.

 

— Это происходит по разным причинам, — говорит Юргис. – Психоз, социальная неустроенность, алкоголизм. Раньше в деревне было принято оставлять одного котенка, а остальных топить. Теперь и с детьми иногда происходит нечто подобное.

 

При этом в Литве разрешены аборты до определенного срока беременности, а также можно отказаться от ребенка и отдать его на  попечение государства – при чем сделать это анонимно. Но видимо, социальная дезинтеграция личности некоторых матерей заходит так далеко, что они выбирают самый страшный вариант.

 

Однако Юргис считает, что определенную лепту в это вносит и монетизация социальной сферы, перевод медицины на платную основу.

— Если ты не работаешь и не платишь медицинскую страховку, медицина для тебя – закрыта. Ну разве что первичную помощь окажут. Но зеленкой не вылечить все проблемы. Аборт, например, платный. Бывает так, что пока женщина соберет деньги – срок уже проходит.

Буквально сейчас в Литве идет судебный процесс над  парой, чей только что родившийся ребенок  в 2015 году был брошен в реку Этой матери было 18 лет.  Пока что каждый из обвиняемых утверждает, что виноват другой партнер.

 

Как сообщают СМИ, даже в куда более благополучном «старом» государстве ЕС —  Франции, убийства новорожденных детей – не редкость.

Но всех потряс случай, когда несколько лет назад выяснилось – «идеальная медсестра» и «приветливая соседка» Доминик Коттре собственноручно задушила восемь (!) ею же рожденных младенцев.

 

Одним словом, проблема эта многоуровневая, и за ней может стоять целый комплекс причин –  от социально-экономических до нравственно-психологических. При этом и ментальные сдвиги, если они и имеют место, и даже – просто сдвиги «по фазе», то есть, откровенные патологии, тоже имеют свою социальную обусловленность. Без решения проблем повышения уровня жизни, медобслуживания, воспитания, возвращения и приоритета идеалов человечности и социальной справедливости эту и многие другие проблемы – никак не решить.

 

P.S. Когда материал был уже написан, из далекого Узбекистана пришел ответ еще одного моего респондента. Он сообщал, что в солнечной среднеазиатской республике такие случаи являются крайне редкими: «К детям тут трепетно относятся, хотя ненормальные есть везде. Но люди тут так не парятся, что бы их дети исключительно во всем новом и откормленные ходили. Могут и чумазыми бегать». Несмотря на весьма многочисленные проблемы, также существующие в Средней Азии после распада Советского Союза, здесь продолжают действовать многие нормы традиционной взаимопомощи и поддержки. В узбекских семьях о детях заботятся не только родители, но и их многочисленные родственники, старшие братья и сестры опекают младших, и так далее. Определенную помощь в некоторых случаях может оказать и такой институт, как «махалля» — община с элементами самоуправления.

Автор: Юрий Глушаков

Дата публикации: 2 февраля 2018