100-летие БНР: есть ли повод для гордости?
Александр КАБАНОВ, бывший фермер. Если знать реальную историю, учитывать, какие были люди, какое время стояло на дворе, то мы должны гордиться БНР. Если же пробежаться по истории поверхностно или оценивать ее с идеологической точки зрения, тогда, возможно, гордиться нам действительно нечем. Очень многие рассматривают годовщину создания БНР как символ противостояния с Россией. Мне кажется, Лукашенко тоже оценивает исторический факт — годовщину БНР — в контексте современных отношений Беларуси и России. Это больше политическое заявление руководителя государства, адресованное Москве.
Ігар БАРЫСАЎ, старшыня Беларускай сацыял-дэмакратычнай партыі (Грамада). Якраз-такі і трэба ганарыцца гісторыяй БНР, якая заклала аснову беларускай дзяржаўнасці, дзякуючы БНР адбылася БССР, а сёння — Рэспубліка Беларусь. Трэба памятаць, што Першы ўсебеларускі з’езд праводзіўся за дзяржаўныя грошы, абіралася Рада Беларускай Народнай Рэспублікі, куды ўвайшлі, калі браць сацыяльны зрэз, рабочыя, сяляне, салдаты. Гэта быў сапраўды народны з’езд, дзе не прысутнічала буржуазія. Менавіта пасля гэтага падзеі пачалі разгортвацца больш інтэнсіўна: была абвешчаная Беларуская Народная Рэспубліка. Чаму гэта было зроблена? Першапачаткова, калі прымаліся ўстаўныя граматы, прадугледжвалася, што Беларусь увойдзе ў склад Расіі на правах аўтаноміі. Але пры ўмове, што Расія будзе дэмакратычнай краінай.
Калі ж бальшавікі паказалі сваё антыдэмакратычнае аблічча і пачалі разганяць не толькі Першы ўсебеларускі з’езд, але i аналагічныя сходы ў Расіі, то айцы-заснавальнікі пайшлі далей і сказалі, што трэба абвяшчаць незалежнасць Беларусі. Што і адбылося: БНР стала першай незалежнай дзяржавай, быў сфармаваны сацыялістычны ўрад. Таму казаць пра тое, што БНР стала нейкім недарэчным утварэннем і не з’яўляецца звяном у ланцужку, які прывёў да стварэння сучаснай Беларусі, не выпадае.
Паралелі паміж БНР і нацысцкай Германіяй абсалютна недарэчныя, таму што гаворка ідзе пра зусім розныя гістарычныя эпохі. Абвяшчэнне БНР адбылося ў часы Першай сусветнай вайны, а не ў часы Другой сусветнай вайны. Беларускія ідэолагі часта спрабуюць нацягнуць тэзіс, што БНР стваралася пры немцах. Але «забываюцца» на тое, што гаворка ідзе пра кайзераўскую Нямеччыну, а не фашысцкую Нямеччыну, якой кіраваў Гітлер. Параўнанне абсалютна недарэчнае.
Сергей ВОЗНЯК, член Бюро ЦК Партии коммунистов Белорусской. Событие несколько преувеличено, но это не значит, что нет повода для гордости. БНР не стала реальным государством, но как государственная идея — красивая и правильная. К сожалению, государство не получилось, так сложились исторические обстоятельства, что у отцов — основателей БНР не было возможности реализовать идею. Но даже красивой идеей можно гордиться. В истории БНР есть одна мерзопакостная вещь — злополучная телеграмма кайзеру; конечно же, это политическая ошибка. Позорная телеграмма вызвала раскол в рядах создателей БНР. Но ведь в истории любого события можно найти негативный оттенок, но на негативе как раз концентрироваться не нужно. В Беларуси при дефиците национального самосознания, государство, наоборот, и руководитель государства должны использовать даты, связанные со становлением белорусской государственности, для ликвидации этого дефицита: белорусы должны осознавать себя белорусами, проповедовать идею независимого государства, прививать любовь к национальной истории.
И пора прекращать войну между БНР и БССР, потому как у нас часть людей отмечает 25 марта годовщину БНР, а через полгода будут хаять БССР, а другая часть общества завтра будет отмечать 100-летие БССР, а сегодня вспоминает позорную телеграмму лидеров БНР кайзеру, называя их немецкими холуями, проводит неуместные параллели с нацистской Германией, как это сделал Лукашенко. Обе позиции неправильны: нужно достойно отметить обе даты и смотреть на них позитивно, воспитывать на них молодежь и прививать чувство национального самосознания, что является большой политической проблемой.
Александр ШПАКОВСКИЙ, директор неправительственного аналитического центра «Актуальная концепция». Существует несколько интерпретаций сюжета БНР. Первая сюжетная линия — само историческое событие. Его необходимо изучать — это один из пластов истории белорусской государственности. Была неудачная попытка объявления республики в годы гражданской войны в Российской империи на несоветской небольшевистской основе. Эта попытка осуществлялась совершенно разными по своим идеологическим убеждениям людьми: Скирмунт, например, был помещиком, консерватором, ближе к Польше; Луцкевич придерживался марксистских взглядов. Кроме того, эта группа не имела внятной внутренней идеологии, военной силы, материальных средств, широкой общественной поддержки. Соответственно, БНР как государство не состоялось, а сами участники группы метались от одного лагеря в гражданской войне до другого — от немецких интервентов до Деникина, к Польше, к литовцам; в принципе, вели себя так, как любая политическая структура, не имеющая собственных ресурсов, поэтому пытались найти внешних покровителей. Я думаю, что вести отсчет белорусской государственности от факта объявления несостоявшейся БНР абсолютно некорректно. Некорректно с точки зрения символизма, с точки зрения истории, потому что если заложить в фундамент современного государства неудачу, то можно поставить под сомнение легитимность нынешней Республики Беларусь. БНР не была признана ни одним государством мира; говорят, что БНР была признана Финляндией или Украиной, однако соответствующих документов никто не видел. Я не исключаю: если Республика Беларусь официально признает БНР в качестве точки отсчета белорусской государственности, то рано или поздно могут появиться территориальные претензии со стороны наших соседей.
Есть историческое событие — его необходимо изучать, анализировать, давать о нем правдивую информацию. Есть деятели БНР с абсолютно разной судьбой: люди абсолютно святые для Беларуси, для нашей истории, которым действительно надлежит воздать дань, возможно, назвать улицы в их честь. А были изменники, предатели Родины, вне зависимости от того, что они объявляли БНР, были люди, одевшие нацистскую форму и участвовавшие в репрессиях против нашего народа. И таким людям в пантеоне нашего народа места нет — это изменники.
И еще. На годовщине БНР пытаются спекулировать националистические круги, не имеющие никакого отношения к событиям 1918г. И третий аспект — некое эмигрантское правительство в изгнании. Все мы знаем, что в 1925г. остатки бэнээровского правительства передали свои мандаты БССР — как единственному источнику легитимной власти. А так называемое правительство в изгнании, созданное уже после войны из эмигрантов и сотрудничавшее с нацистами, никакого отношения к правительству БНР не имеет — это самозванцы. Я не понимаю, какое правительство в изгнании сейчас существует на территории США и Канады.
Міхаіл СОШКА, беспрацоўны. БНР — перш за ўсё, гэта наша незалежнасць. Калі б не нашы продкі, якія адстаялі нашу незалежнасць, то не было б Беларусі — ні ўчарашняй, ні сённяшняй, ні заўтрашняй. Калі б не БНР, то яшчэ ў 1918г. Беларусь стала б ці Заходняй губерняй, ці Заходнім краем Расійскай імперыі. Гэта гістарычны факт.
Источник информации: http://www.belgazeta.by/
Дата публикации: 29 марта 2018