Столетие Брестского мира в раритетах краеведческого музея
Третьего марта исполняется сто лет со дня подписания договора, который вызывает очень разные оценки до сих пор.
За поиском свидетельств того времени мы направились в областной краеведческий музей, продолжая совместную рубрику «БВ» и музея, посвящённую предстоящему празднованию 1000-летия Бреста.
Аусвайсы и листовки
В музее на втором этаже сейчас есть экспозиция, посвящённая этому фрагменту истории Брест-Литовска. Но непосредственно в день беседы шла работа по включению очередных подлинных документов. Один из них показал, осторожно держа кончиками пальцев, старший научный сотрудник Олег Анисимов: «Это подлинный экземпляр, листовка с текстом Постановления ВЦИК «Об аннулировании Брест-Литовского мира», принятого единогласно на заседании 13 ноября 1918 года».
Внизу листовки мелким шрифтом помечено, что отпечатана она в типографии товарищества Сытина, на Пятницкой улице в Москве. Да, недолго жил этот договор, поэтому естественен был вопрос к Олегу Владимировичу:
– Во времена СССР была, в общем-то, единая оценка его как «вынужденного и похабного». Сейчас – более богатая палитра мнений, в зависимости от того, с кем себя идентифицируешь из сидящих за столом переговоров: восторг, цинизм, горечь… А как жители того Брест-Литовска восприняли договор и какие мы должны испытывать чувства?
– Полагаю, в городе мало кто знал о том, что происходит за столом переговоров. К тому же город после отступления российской армии и вступления в него германской был в значительной степени разрушен, многие жители покинули его. Есть экземпляр газеты «Наш край» от 2 августа 1915 г. с приказом об эвакуации… В нашей экспозиции, посвящённой этому времени, есть открытки и фотографии, на которых виден характер разрушений на улицах нынешнего исторического центра Бреста. Так что местным жителям было не до дипломатии, хотя на переговорах решалась их судьба: кому будет принадлежать город.
– Какие ещё новые экспонаты появятся в экспозиции?
– Вот подлинники документов, которые выдавались жителям немецкой оккупационной администрацией. Personal-Ausweis № 92301 и № 92406 (Аусвайс – удостоверение личности; слово употреблялось также во время Великой Отечественной войны. – Примечание «БВ»).
В каждом из аусвайсов были имя, возраст, отпечаток пальца и фотография. Снимки взрослой женщины и девочки вертикальные, получателей документов снимали сидя – наверное, чтобы был понятен рост обладателя.
Жетон и открытки
На втором этаже, где развёрнута экспозиция, свет приглушён, чтобы ярче были видны экспонаты. Хотя некоторые не хочется называть экспонатами. В углу группа солдат из той войны угрюмо смотрит на нас. Один из них присел рядом с пулемётом и, опершись на колено, пишет письмо. «Пулемёт Максим – из того времени. Вот и дата выпуска на нём», – показывает Олег Анисимов.
Интересно было бы восстановить, где и по ком из него стреляли. Рядом под стеклом набор из всех четырёх Георгиевских крестов, над каждым ленточка, которая и сейчас не даёт покоя современникам…
Вот как начинался переговорный процесс в Брест-Литовске: на ІІ Всероссийском съезде Советов рабочих и солдатских депутатов был принят Декрет о мире, который содержал предложение ко всем воюющим странам немедленно заключить перемирие и начать переговоры о мире без аннексий и контрибуций. Ни одна из стран-союзниц России в Первой мировой войне не откликнулась на это предложение, а страны германского блока ответили согласием.
Выход из войны в тот момент был жизненно необходим Советской России, которая находилась в состоянии крайней экономической разрухи. Её старая армия практически распалась, а новая не была создана. Переговоры начались 3 декабря 1917 года. Местом проведения переговоров был выбран Брест-Литовск, где размещалась ставка германского командования на Восточном фронте. Переговоры велись между делегациями Советской России с одной стороны и Германии, Австро-Венгрии, Турции и Болгарии – с другой. В ходе напряжённых дебатов стороны достигли соглашения о военном перемирии. Оно было подписано 15 декабря 1917 года на срок 28 дней. Церемония подписания состоялась в местечке Скоки под Брестом в усадьбе Немцевичей. В течение срока перемирия стороны обязались начать мирные переговоры.
В постоянной исторической экспозиции краеведческого музея представлен памятный жетон, посвящённый подписанию военного перемирия в Брест-Литовске в декабре 1917-го. Жетон изготовлен в Германии в 1918 году. На нём изображены две руки – то ли дружеское рукопожатие, то ли символ «по рукам», то ли холодное расставание…
Дополняет его почтовая открытка, изданная в России в том же году, на которой запечатлён момент подписания текста договора о военном перемирии главнокомандующим германским Восточным фронтом фельдмаршалом Леопольдом Баварским.
Ультиматумы и уступки
В Брест-Литовской крепости 22 декабря 1917 года начались мирные переговоры. Первоначально советскую делегацию на них вновь возглавил Адольф Иоффе. Делегации стран австро-германского блока возглавили чиновники уровня министров иностранных дел. Советское правительство придерживалось тактики затягивания переговоров. Она была выгодна тем, что давала время для проведения преобразований в экономической и политической жизни страны.
Советскую делегацию на переговорах 9 января 1918-го возглавил нарком иностранных дел Лев Троцкий. В экспозиции представлена почтовая открытка с изображением советской делегации с ним во главе. Открытка издана в России в 1918 году. Германская делегация открыто заявила о своих притязаниях, согласно которым Россия теряла более 150 000 квадратных километров территории, под контроль Германии переходили Польша, Литва, часть Эстонии, Латвии, Украины и Беларуси.
Германия и её союзники в ультимативной форме потребовали принятия своих условий мирного договора. 10 февраля Троцкий отверг ультиматум, провозгласив знаменитый тезис: «Ни войны, ни мира». Он означал, что Советская Россия войну вести не будет, но и мирный договор не подпишет. Сделав это заявление, Троцкий покинул Брест-Литовск, дав тем самым Германии предлог для прекращения перемирия и возобновления боевых действий.
18 февраля 1918 года австро-германские войска начали наступление по всей линии русско-германского фронта. Германские и австро-венгерские дивизии быстро продвинулись на восток, захватив Двинск, Минск, Псков, Ревель (Таллин). Возникла непосредственная угроза Петрограду. На территории Беларуси свободными от врага остались только восточные уезды Могилёвской и Витебской губерний. В этой ситуации советское правительство ещё 19 февраля сообщило в Берлин о согласии заключить мир на условиях австро-германского блока. 21 февраля был принят написанный Лениным декрет-воззвание «Социалистическое Отечество в опасности!», который призывал всех рабочих и крестьян дать отпор захватчикам. В эти дни началось формирование Красной армии.
23 февраля Германия и её союзники согласились на возобновление мирных переговоров, выдвинув ещё более тяжёлые условия. Эти условия должны были быть приняты в течение 48 часов.
Делегацию для подписания мирного договора возглавил Григорий Сокольников. Переговоры в Брест-Литовске возобновились 1 марта. А уже 3-го советская делегация заявила, что не видит необходимости в продолжении обсуждения текста мирного договора, поскольку он навязан России силой, и выразила готовность немедленно подписать его. В Белом дворце Брест-Литовской крепости 3 марта 1918 года мирный договор был подписан всеми участниками переговоров. По условиям договора Советская Россия вынуждена была согласиться на аннексию Германией бывшего Царства Польского, Эстонии, Латвии, Литвы и части Беларуси к западу от линии Двинск – Свенцяны – Лида – Пружаны – Брест, признать независимость Финляндии и Украины. Остальная территории Беларуси, оккупированная Германией, рассматривалась как часть России. Германские войска предполагалось вывести отсюда после выплаты Россией Германии контрибуции.
Несмотря на тяжесть условий Брестского мирного договора, Советская Россия вышла из Первой мировой войны и сохранила свою независимость. Страна получила «передышку» для внутренней организации и создания боеспособной армии.
В экспозиции представлена книга Антона Деникина «Брест-Литовск», изданная в Париже в 1933 году. В этой книге автор исследует причины и последствия Брестского мира. Книга приобретена в 1990 году на антикварно-букинистическом аукционе в Киеве.
Будет конференция
Как сообщил Олег Анисимов, сотрудники областного краеведческого музея примут участие в международной научно-практической конференции «Март 1918 года. На изломе истории…», которая пройдёт 14–15 марта в Бресте. Она будет посвящена столетию подписания Брестского мира. Участники – сотрудники музеев, библиотек, архивов, исследователи и преподаватели. Место проведения – конференц-зал музея обороны Брестской крепости.
Цель конференции – консолидация деятельности учёных, сотрудников музеев, библиотек, архивов в объективном освещении событий марта 1918 года. Предусматриваются пленарные заседания и круглый стол. Для участников будут предложены экскурсионные программы по выбору, в том числе новый маршрут на остров Пограничный.
Источник информации: Брестский Вестник
Дата публикации: 4 марта 2018