Борьба с пропагандой нацизма и экстремизма в Беларуси: особенности и действия
6 декабря 2018 года депутаты Национального собрания в первом чтении приняли законопроект «Об изменении законов Республики Беларусь по вопросу усиления борьбы с пропагандой нацизма и экстремизма». Отныне за реабилитацию нацизма предусмотрена уголовная ответственность в виде лишения свободы на срок до 5 лет. При этом за хранение или приобретение в целях распространения нацистской, экстремистской и террористической символики и атрибутики грозит административная ответственность.
Борьба с некоторыми видами экстремизма в нашей стране проходит в какой-то странной форме. С одной стороны, закон против неонацистов – вещь правильная и нужная. С другой стороны, скинхеды уже давно перестали быть серьезной угрозой для общества, пик их активности припадает на 90-е, а нынешнее положение не вызывает опасения.
Причины, по котором ведомство Шуневича внезапно озаботилось реабилитацией нацизма, для меня пока остаются загадочными. На сегодняшний момент существует гораздо более серьезная и заметная угроза – насаждение через социальные сети и СМИ русофобии. И если Гитлера прославляет незначительная группа маргиналов, то ненависть к русским пропагандируется на всех уровнях. Но никто в МВД этой проблемой почему-то не озабочен…
Вы практически не найдете в Беларуси трудов нацистских преступников, но в любом книжном магазине сможете приобрести околонаучные труды, рассказывающие о вековом противостоянии русских и белорусов. С подробным описанием любого, даже самого незначительного конфликта на белорусской земле.
И если у Шуневича возникла потребность «защитить нравственные ценности белорусского общества», то лучше бы он начинал с актуальных вопросов.
Попробуем разобраться, кого же в нынешней ситуации в Беларуси будут наказывать.
Нацисты «славянского» направления за предыдущие годы уже научились маскировать свою деятельность. Их агрессивный антисемитизм одинаково часто встречается как среди белорусских националистов, так и среди пророссийских сил. При этом белорусские нацисты могут даже выступать против Третьего Рейха, позиционирую себя борцами за чистоту славянской расы или даже сторонниками противостояния с мировым еврейским влиянием.
Бороться с такой группой нацистов достаточно сложно. Тем более, что в ряде случаев они себя сами нацистами не признают.
Полагаю, что для выявления нацизма в скрытом виде потребуются грамотные специалисты, способные отделять заявленные декларации от истинной сути. Есть ли такие специалисты у МВД? Очень сомневаюсь.
Другая группа, вроде бы подпадающая под уголовную ответственность за пропаганду нацизма – это сторонники альтернативной истории Великой Отечественной войны и Второй Мировой в целом.
Сюда можно отнести многочисленных представителей оппозиции, пытавшихся в последние годы реабилитировать белорусских национальных деятелей, в годы войны сотрудничавших с нацистами.
Разумеется, реабилитируя того же Кушеля, националисты были вынуждены так или иначе оправдывать его действия. Следовательно, они начали проводить параллели между СССР и Третьим Рейхом, указывая на схожесть режимов и оккупационную их сущность для белорусов.
В конечном счете им удалось утвердить эту парадигму среди белорусской оппозиции. Однако это произошло отнюдь не вчера, и мне сложно сказать, почему МВД все эти годы мирилось с их точкой зрения на происходившее. А теперь их будут наказывать задним числом, уже не пытаясь минимизировать нанесенный моральный ущерб ветеранам? Сюрреализм какой-то…
Третьей группой, бездумно демонстрирующей свои нацистские взгляды, являются агрессивные подростки, ищущие острых ощущений и самореализации в боевых организациях. Как правило, годам к двадцати их боевой порыв иссякает, и они возвращаются к нормальной жизни. Тем более, что на сегодняшний момент скинхедовское движение влачит жалкое существование, а вечно теоретизировать пассионарным личностям просто не интересно. Стоит ли их сажать? Не думаю. Достаточно просто озаботится их культурным досугом, с которым в Беларуси все обстоит очень грустно.
Агрессивные действия против людей другой расы или национальности и сегодня приводят особенно одаренных на скамью подсудимых. Шуневич и МВД указывают на многочисленные случаи нарушения закона со стороны скинхедов, на то, что в Беларуси находится более 3000 активных сторонников неонацизма и нацизма. Однако уже долгие годы я не наблюдаю никакой реальной активности расистов.
Мне сложно сказать, будет ли закон реально работать или его принимают для душевного успокоения. Слишком многое у нас делается «для галочки», чтобы показать видимость деятельности. Я буду только рад, если сторонников нацизма начнут наказывать за реальные преступления, но мне также очевидно, что в лучшем случае будет затронута вершина айсберга. Ведь противостояние с нацизмом – это прежде всего преодолении ксенофобии в обществе. И в первую очередь профилактика антисемитизма. Однако для этого нужно серьезно работать над выявлением современных форм нацизма, а не запоздало махать шашкой…
Евгений Константинов
Дата публикации: 10 декабря 2018