Зачем хотят перекрасить нацию
12 мая Беларусь отмечала День государственного герба и флага. Этому празднику уже больше 20 лет, введен он был в 1998 году президентским указом и с тех пор ежегодно отмечается каждое второе воскресенье мая. В этот день проходят праздничные мероприятия, концерты, детей принимают в пионеры и члены БРСМ… Словом, за 21 год уже успела сложиться своя общественно-политическая традиция. Своя традиция есть и у прозападной оппозиции – каждый год с пеной у рта доказывать, что официальная символика неправильная, а бело-красно-белый флаг и герб «Погоня» — истинные народные и национальные символы и пытаться убедить себя и окружающих в том, что народ думает то же самое. Попробуем разобраться, чья позиция сильнее.
Начну с того, что существующая государственная символика была утверждена по результатам всенародного референдума, прошедшего 14 мая 1995 года, когда за нее проголосовали более 75 процентов избирателей, пришедших на участки.
Именно к этой дате и приурочен праздник. В 1991 же году, когда в качестве государственной символики принимали БЧБ и «Погоню», — народ никто не спрашивал и вообще общественным мнением не интересовался. Просто в послепутчевской неразберихе собрались депутаты, понажимали на кнопки и в результате у республики появились новые флаг и герб. При этом мало кто из голосовавших депутатов идя на выборы обещал своим избирателям смену символики. Таким образом, можно с полным основанием утверждать, что та символика была стране попросту навязана. И особой популярностью в обществе не пользовалась – иначе бы не было никакого референдума в 1995 году.
Сторонники БЧБ и «Погони» очень любят говорить о древности и какой-то сакральной белорусскости своих символов. Отчасти это справедливо в отношении герба. «Погоня», она же литовский «Витис» действительно была гербом Великого княжества Литовского и династии Гедиминовичей. Но называть ВКЛ белорусским государством могут лишь сами националисты, уже не первое десятилетия пытающиеся вписать белорусскую историю в прокрустово ложе своей идеологии. Государство было многонациональным, балто-славянским с балтской, литовской династией во главе. И присоединение белорусских земель к этому государству проходило обычно путем интриг и военной силы. И, если уж говорить о древней белорусской государственности – то не лучше ли вспомнить о древнерусских княжествах – Полоцком, Турово-Пинском, Смоленском и Черниговском, которые тут существовали задолго до Миндовга. Да, герб «Погоня» активно используется в белорусской геральдике, государство признало его историко-культурной ценностью, но, по большому счету, герб этот не такой уж и белорусский.
Что касается бело-красно белого флага – то, что бы не говорили националистические фантазеры о его богатой истории, тыча пальцем в нечеткие фрагменты старых картин или один из нескольких десятков гербов польской шляхты, дата создания и автор этого флага хорошо известны. И это – вовсе не средневековые князья из седой старины, а Клавдий Дуж-Душевский, нарисовавший его в смутном 1917 году.
Но дело даже не в том, что БЧБ – новодел. В конце концов, у многих государств символика моложе, да и официальный белорусский флаг не пришел из седой старины. За последние сто с небольшим лет эта символика несколько раз имела официальный статус.
Впервые – после провозглашения Белорусской Народной Республики в 1918 году. Республика эта была сугубо виртуальной и в качестве государства, обладающего реальным суверенитетом, не существовала ни минуты. Зато ее «Рада» уже второе столетие существует, как самозванное «правительство в изгнании» и за это время успела присягнуть кайзеру Вильгельму, Пилсудскому, Гитлеру и американским спецслужбам.
Второй раз этот флаг поднимали в 1941-44 годах белорусские коллаборанты, присягнувшие нацистам и виновные во множестве военных преступлений. В архивной хронике более, чем достаточно фотографий, где он сочетается со свастиками и имперскими орлами Третьего Рейха.
И в третий раз, хоть и ненадолго, эту символику смогли протащить через парламент в 1991 году. Начало 90-х, когда она была официальной, тоже мало у кого вызывает положительные эмоции – времена всеобщего развала, обнищания, криминала и авантюристов, дорвавшихся до власти и толком не осознававших, что с ней делать.
По сути, за эти 100 лет никаких побед и свершений с этой символикой связано не было. Скорее, она стала символом предательства. Потому народ ее и отверг в 1995 году, предпочтя слегка видоизмененные символы БССР.
Государственная символика – это не только расцветка флага и дизайн герба. Это – важная часть национальной идентичности. И предлагая бело-красно-белый флаг, нам предлагают сделать частью этой идентичности БНР, коллаборантов, лесных братьев и Сурвиллу с Позняком. Принимать ли этот сомнительный дар? На этот вопрос белорусский народ уже ответил 14 мая 1995 года.
Артем Агафонов
Дата публикации: 16 мая 2019