CBOS и симпатии поляков к белорусам
Польская лаборатория «Центр исследования общественной мысли» (CBOS) неожиданно удивила граждан нашей страны данными своего исследования, согласно которому почти треть поляков открыто заявляет о своей неприязни к белорусам.
Честно говоря, я был несколько удивлен этими результатами, поскольку всегда считал, что поляки воспринимают жителей Беларуси как часть своего народа, исторически отторгнутого от Польши.
Что касается белорусов, то здесь все более или менее понятно. Несмотря на довольно длительный период совместного существования (фактически с 1569 года), наши народы так и не стали близкими и родными. Если спросить мнение среднестатистического белоруса о Польше, то в большинстве случаев он признается, что абсолютно равнодушен к этой стране. Я никогда не встречал в Интернете людей, которые бы грезили о возвращении в состав Польши или считали белорусов поляками. Ту же Россию любят или ненавидят, но в этих чувствах есть элемент «свойскости». Она не чужая. Ничего подобного в отношении Польше нет.
Интересно то, что к украинцам у поляков также нет теплых чувств. Казалось бы, страна «вырвалась» из если не союзного, то дружественного России пространства, однако наши западные соседи при этом отнюдь не пересмотрели к ней своего отношения. Впрочем, для этого у них есть свои резоны.
Об украинцах я вспомнил лишь в том контексте, что среди причин неприязни поляков к белорусам сайт «Радио Свобода», взявшийся определить источник противоречий между народами, называет традиционные симпатии белорусов к русским, и верность идеалам Союзного государства. Но как мы можем убедиться, причины все-таки лежат в другой плоскости.
Я предполагаю, что поляки просто устали от потребительского отношения к себе. Долгие годы они были вынуждены тянуть на себе поддержку всевозможных оппозиционных организаций, выступающих против официальных властей Беларуси. Эти организации охотно брали деньги, но ни на дюйм не приближали белорусский народ к Польше и ее интересам. Не стоит забывать, что поляки не только работают на стороне ЕС и НАТО, но имеют и свои национальные задачи. И эти задачи так и не были за эти годы реализованы. Белорус работает и учится в Польше, получает халявные шенгенские визы, но при этом сохраняет отчужденность.
Также полякам достаточно сложно разделить русских, белорусов и украинцев, так как многие жители бывшего СССР разговаривают на одном языке и имеют схожий менталитет. В результате образы выходцев из советских республик невольно сливаются, образуя некий симбиоз. Польша – страна не самых больших возможностей. Поскольку белорусы не спешат становится своими, то они воспринимаются фактически как эмигранты, претендующие на рабочие места. А так как они готовы работать за гораздо более низкую зарплату, то это влияет на рынок труда, и ставит самих поляков в сложное положение.
Другой вопрос, а нужна ли белорусам любовь поляков? Большинство жителей нашей страны с ними никак не связаны. В восточной части Беларуси вообще не чувствуется даже тени польского влияния в сфере культуры или политики. Словно бы Речи Посполитой здесь никогда и не было. А когда все стирается настолько быстро, то это однозначно говорит о поверхностности отношений наших народов.
Безусловно, нужно дружить, но я очень сомневаюсь, что эта дружба когда-нибудь станет искренней. Все-таки белорусы для поляков – люди второго сорта, бывшие подданные, так и не проникнувшиеся духом польской государственности.
Ситуацию осложняет еще и то, что поляки не хотят видеть настоящую Беларусь. Многие представления о ней заимствованы ими у белорусских оппозиционеров, которым выгодно выставлять положение вещей в стране в самом черном цвете. Думаю, что поляки искреннее недоумевают, почему мы продолжаем жить в «тоталитарной» стране, при этом не поднимая бунт. А раз мы не восстаем, то и по природе своей «генетические рабы». По крайней мере, схожие мысли по поводу нашего народа я встречал у польских и украинских комментаторов.
Довольно долго нас пытаются «учить жить». Так как чаще всего это не удается, то вызывает понятное раздражение. Быть хорошим очень удобно, когда ради этого ты жертвуешь собственными принципами, и готов прогибаться. Однако Беларусь не становится Польшей или Украиной. И чем дальше, тем меньше шансов ее повести по этому пути.
Поскольку я не верю в искреннюю дружбу белорусов и поляков, то максимум, на что стоит надеяться в будущем – это нормальные добрососедские отношения. Думаю, что они обязательно сложатся после того, как в ЕС уляжется антироссийская истерия, затрагивающая и Беларусь. Как только мы научимся воспринимать друг друга не через призму исторических обид, а через новый взгляд на вещи, то многие вопросы отпадут сами собой. Хочется верить, что предпосылки к этому сложатся уже в ближайшее время…
Евгений Константинов
Дата публикации: 11 февраля 2019