Актуальные проблемы Беларуси с точки зрения оппозиции
Белорусская политическая и культурная оппозиция не доросла до уровня, когда появится возможность вести за собой массы, что-то созидать, менять, переустраивать, развивать. Для этого требуется поддержка хоть сколько-нибудь заметной части населения – моральной, финансовой, электоральной. Остаётся одно – причитать.
На исходе года у оппозиционеров появился информационный повод: высказывания Президента о неправомерности увязывания российской стороной условий предоставления равных условий субъектам хозяйствования в странах ТС с интеграционными процессами в Союзном Государстве. Напоминание со стороны Дмитрия Медведева, премьер-министра Российской Федерации, что неплохо бы интенсифицировать объединительные процессы в соответствии с соглашениями 1990-х годов, вызвало возмущение у нашего лидера, так как он усмотрел в них экономическое давление при решении политических вопросов.
Эмоциональные реплики Александра Лукашенко, отказавшегося обсуждать углубление интеграции в контексте компенсации неполученной Беларусью прибыли от налогового маневра, белорусская оппозиция охотно истолковала как симптом: суверенитету нашего государства угрожает перспектива поглощения Россией. Против этой мнимой угрозы оппозиционеры развернули «отчаянную» борьбу.
Например, партия БНФ сочла себя вправе объявить 2019 год для всех белорусов годом белорусского языка. По мнению, БНФовцев, смысл существования Беларуси как государства заключается исключительно в том, что оно национальное государство белорусов.
БНФ – хронический аутсайдер в любых избирательных компаниях даже на фоне других оппозиционных течений, любовью избирателей не избалованных, пребывающий в финансовых проблемах. Выражаясь языком администраторов «Википедии», БНФ – неавторитетный источник. Не говоря о том, что объявление малочисленной кучкой людей года чего бы то ни было для всех белорусов так же смешно, как, например, если бы БКО (Белорусское кинологическое общество) объявило год собаки. Причём домашних питомцев любит неизмеримо большее число наших соотечественников, чем БНФовских оппозиционеров – достаточно сравнить официальное число фауны в наших жилищах с избирательными «успехами» бело-красно-белых.
Допустим, из неавторитетного источника тоже иногда звучат здравые суждения. А в данном случае? Я наивно думал, что смысл существования государства состоит в создании наилучших условий жизни для своих граждан. Если провести знак равенства между белорусом и гражданином Беларуси, то противоречие пропадает. Но далеко не все граждане страны считают себя белорусами! Делать же какие-то исключительные права для одной нации, ущемляя права меньшинств, руководителям нашего государства и в голову не придёт. Если бы к власти пришли бело-красно-белые (ради смеха на секунду вообразим такую ситуацию) и ввели сегрегацию по национально-языковому принципу, дорога Беларуси в либеральную Европу закрылась бы на огромный замок.
Я понимаю БНФовскую озабоченность по поводу диалога с Москвой. Каждый меряет по себе. Бело-красно-белые позиционируются как идейные наследники ВКЛ, малюют герб «Пагоня» на символике. А политическая элита княжества прославилась тем, что подарила своё отечество Польше в обмен на поддержку в борьбе против Русского царства после того, как столетиями разбоя и грабежей на землях Московии литовцы превратили Русь в заклятого врага.
Успокойтесь, панове, Лукашенко не происходит из литовской шляхты, Люблинскую унию с Путиным не подпишет. Договорённости об интеграции с Российский Федерацией предусматривали создание надгосударственных органов с передачей им некоторых полномочий руководства РБ и РФ, но без утраты национального суверенитета каждого из двух государств. Для сравнения, Крым и Севастополь вошли в состав России на правах субъектов федерации, с лишением суверенных прав, провозглашённых после отделения от Украины, и, в соответствии с законами РФ, без возможности отпочковаться.
Если БНФовцы хоть что-то предлагают сделать внутри страны, например – всех уговорить или принудить говорить по-белорусски (и тогда все проблемы разрешатся сами собой, ур-ра!), оппозиционерка Светлана Алексиевич смотрит на ситуацию с исключительным пессимизмом. Она после некоторого перерыва дала большое интервью, где воспроизвела обычный репертуар реплик о бедах Беларуси на современном этапе, включая традиционные выпады против отдельных наций.
«Мне не нравится, что нет свободных людей и нет свободной страны. Мне не нравится глухое крестьянство, из которого с таким трудом мы выползаем. Ценности «сядзець ціхенька» и «каб не вылазіць нікуды». Вот мы летим в самолете с каким-то большим нашим ученым. Сидим, прекрасно разговариваем. И вдруг он выходит в туалет, и какой-то идиот ему говорит, что он сидит с Алексиевич. Он приходит — и пересел. Вот это мне не нравится».
Это – исключительно характерная черта белорусских оппозиционеров, они лучше всех всё знают, их мнение – единственно правильное, они – единственный авторитет. Соответственно, человек, побрезговавший лететь рядом с Алексиевич, не имеет права на собственный взгляд? По-моему, он-то как раз свободен, не обязан делать вид, что растекается от восторга в соседстве с нобелевской лауреаткой, обзывающей попутчиков в самолёте идиотами.
«Я считаю, что человеческая жизнь сегодня дороже. Мы сегодня знаем, что это что-то большее, чем лечь на пулемет или залезть на крышу реактора».
Странно, что человек, проживший столь долго, не понимает самых простых, банальных вещей. Как доктор физико-математических наук, забывший таблицу умножения. Погибнуть в реакторе или на амбразуре пулемёта – это сберечь десятки или даже сотни других жизней. Есть другой вариант – отказаться лезть в реактор, бежать на пулемёт, прикрывая собственную трусость, никчемность, бесполезность, ничтожность словами в духе Алексиевич и ей подобных.
«У нас есть проблема: Сталин, война, раньше польское присутствие — все это, конечно, культурный слой уничтожило, и поэтому у нас очень большие проблемы».
И так, поляки виноваты в уничтожении культурного слоя… А ничего, что Мицкевич, Ожешко, Наркевич-Иодко и многие другие уроженцы Беларуси, составляющие нашу интеллектуальную историческую гордость, как раз поляки?
«Мы имеем дело со спящим человеком. И что его разбудит, я не знаю, — использовала свою знаменитую метафору о белорусах Алексиевич».
Наверно, на этих словах лауреатка зевнула. Мне она сама представляется спящей, потому что иначе невозможно не заметить, до чего изменилась Беларусь. А ей всюду мерещится совок, только что разукрашенный рекламой банков и «Белиты». Сны такие разные бывают…
Мне очень понравилось заявление одного из организаторов встречи после выступления Алексиевич:
«Я бы сказал, что я со многим не согласен. С тем, что Беларусь такая вот дыра — я совершенно не согласен. Я вижу Беларусь совсем с другой стороны — с такой, что ребятам, нашим айтишникам, предлагаешь в Германию поехать поработать, из нашей страны. А они говорят: «Нет, мы не хотим».
Вот разница. Средний белорусский айтишник, типичный представитель нового поколения, готов работать здесь и сейчас, на благо собственных интересов и на благо страны, у него эта мотивация органически сочетается. Он не будет жаловаться на судьбу, сонный народ, государство, «диктатуру», шататься по городу с бело-красно-белой тряпкой над головой, есть дела важнее и интереснее. На выборах точно не отдаст голос за БНФ.
Современная белорусская оппозиция – это как балласт государства и общества, нужен для равновесия. Должна же быть какая-то оппозиция в государстве, хотя бы для приличия, верно? Но балласт бывает полезный. Например, у дизельной подлодки балластом служат аккумуляторные батареи, расположенные вдоль киля под палубой, на их энергии субмарина идёт под водой. А иногда балласт бесполезный, просто груз, чтоб место занимал. Наш случай.
Анатолий Матвиенко
Дата публикации: 30 января 2019