«Надеюсь, дети смогут меня простить»
Две истории заключенных исправительной колонии-поселения № 16
Судьбы двоих сельчан, отбывающих наказание за аварии со смертельным исходом в колонии-поселении № 16, могут стать уроком для тех, кто рискует пьяным садиться за руль
ПОЖАЛУЙ, нет сейчас на трассах и магистралях людей опаснее пьяных водителей. Их непредсказуемые действия время от времени приводят к страшным последствиям. Сегодня виновных в ДТП, в результате которых загублена чья-то невинная жизнь, отправляют в Горецкую исправительную колонию-поселение № 16, где те не только отбывают наказание, но и возмещают моральный ущерб пострадавшим.
Две истории заключенных, о которых узнал корреспондент «Сельской газеты», надеемся, станут для кого-то поучительными.
ЗНАКОМЛЮСЬ с 28-летним Андреем (имена героев изменены по этическим соображениям. — Прим. автора) из деревни Шиловичи Слонимского района. В колонии он уже почти два года. Событие, из-за которого оказался здесь, сельчанин вспоминает без особой охоты: «Это произошло летом. Работали с другом в поле на тракторе, возили солому. После тяжелого трудового дня решили немного выпить. Потом я вспомнил, что нужно срочно загнать технику на мехдвор. Не думая ни о чем, сел за руль. Товарищ попросил подвезти и устроился на сиденье рядом. На повороте я не справился с управлением, мы перевернулись… Пассажира придавало кабиной: он погиб на месте. Сам отделался легкими ушибами и ссадинами».
На суде Андрею дали шесть лет колонии-поселения, хотя прокурор настаивал на более строгом наказании. И не просто так. Дело в том, что до произошедшей трагедии сельчанин уже попадался пьяным за рулем. Случилось это в 2012 году. Молодой человек после окончания Козловщинского государственного сельскохозяйственного профессионального лицея работал трактористом на ферме в Шиловичах. Как-то, придя на смену, без всякого повода решил принять на грудь. Затем спокойно сел на трактор и поехал, но его остановили сотрудники ГАИ. За вождение в нетрезвом виде Андрея лишили прав на три года. Все это время он колесил по Беларуси и России в поисках заработка, а когда водительское удостоверение вернули, попросился обратно в родное хозяйство: «Конечно, у руководства были ко мне вопросы, но поклялся, что больше никогда не притронусь к бутылке. Мне поверили, дали шанс, но…»
Первые месяцы Андрей держал слово и исправно выполнял свою работу. Но затем внутри, говорит он мне, «что-то перемкнуло, снова схватился за бутылку». Один из таких случаев и пришелся на тот злополучный день, который разделил жизнь парня на «до» и «после»: «Я ведь тогда совершенно не задумывался о последствиях. Жил одним днем и надеялся на авось. Правда, даже если бы удалось избежать трагедии два года назад, она бы все равно произошла, только позже. Откуда такая уверенность? Я с детства был трудным ребенком, да и когда вырос, проблем меньше не стало».
Еще в отрочестве Андрей пристрастился к куреву, а в восьмом классе впервые попробовал алкоголь: друзья позвали попить пивка за гаражи. Раз, два — и втянулся. Затем пошли напитки покрепче. Родители видели, что творится с сыном, пытались вразумить. Он помнит слова отца, который говорил, что водка до добра не доведет, вот только почему-то тогда к ним не прислушался, о чем сильно жалеет. По-настоящему задумываться о смысле жизни начал только сейчас, однако прошлого не изменишь. Сейчас Андрей твердо решил взяться за ум.
— Вот женился пару месяцев назад, — демонстрирует обручальное кольцо на безымянном пальце. – Еще до трагедии познакомился с девушкой, но расписались только сейчас. Она не отвернулась от меня, по возможности приезжает проведать. Сам тоже на месте не сижу. Устроился на пилораму, буду стараться заработать как можно больше денег и помочь супруге. Конечно, все могло быть совсем по-другому, но, как говорится, если бы знал, где упадешь, соломку бы подстелил.
Со спиртным, убежден Андрей, в его жизни покончено. После освобождения хочет начать жизнь с чистого листа: уехать в деревню, найти работу в сельском хозяйстве, построить большой дом. Потом уже и о детях можно подумать. Только вот планам придется подождать еще без малого четыре года…
ВТОРАЯ встреча – с 37-летним Константином из деревни Радевцы Молодечненского района. Попал в колонию в декабре 2017 года после длительного курса лечения. Оказывается, он сам едва не погиб в аварии, которую устроил. А дело было так: «После работы встретился с другом. Сначала приняли полтора литра пива на двоих, потом водки, ерш получился. И тут вдруг звонит знакомый механик – мол, готов сегодня починить машину: нужно было поставить защиту на двигатель. Я хотел быстрее закрыть этот вопрос, поэтому, несмотря на свое состояние, решил съездить. По дороге встретил школьную знакомую и предложил подвезти. Она села на пассажирское сиденье рядом с водителем. Спускаясь с горки в деревне, я попытался объехать яму, но не справился с управлением. Машина вылетела в кювет, врезалась в дерево. Я потерял сознание, а, придя в себя, узнал, что знакомая мертва».
Пассажирка погибла сразу, а Константина с сильным ушибом головы и переломами бедра и голени доставили в реанимацию, где он провел неделю. Дальше были месяц на больничной койке и полгода реабилитации. После — суд, который приговорил к пяти годам колонии-поселения. А дальше все как в кошмарном сне. Сельчанин до сих пор не может поверить, что все происходит с ним наяву. Скажи кто-нибудь год назад, что попадет в тюрьму из-за пьянства за рулем, в жизни б не поверил. К алкоголю Константин всегда относился равнодушно: «Мог, конечно, в жаркую пору выпить бокал пива, чтобы охладиться, но зависимости не было. Тем более перед глазами с детства стоял пример пьющего отца, который всю жизнь страдал от целого букета недугов».
Пьяным за руль почти за 20 лет водительского стажа Константин тоже ни разу не садился. Но в тот момент, когда все же рискнул, почему-то показалось, что пронесет. Было перед поездкой, вспоминает, нехорошее предчувствие, но и оно не помешало отказаться от дурной затеи. Сейчас сельчанин не находит себе места, раскаивается в содеянном. Ведь и человека убил, и супругу оставил одну с тремя маленькими детьми – поднимай их как хочешь.
— После аварии в отношениях с женой появились проблемы. Ее можно понять, ведь я подвел семью. Мы же собирались переехать из общежития в собственное жилье. Да и дети сейчас в таком возрасте, когда им необходимо отцовское внимание. Одно радует, что она все-таки меня простила.
К слову, детям супруга Константина сказала, что папа уехал на заработки. Благо в колонии-поселении можно общаться с родственниками по телефону. Легенду удается поддерживать: «Когда разговариваю с ребятами, кошки на душе скребут. Больно осознавать, что не смогу их отвести первый раз в первый класс, на школьную линейку 1 сентября. Сильно по ним скучаю, но понимаю, сам все испортил. Сколько раз видел в теленовостях истории об авариях с участием пьяных водителей и всегда думал, что уж меня это никогда не коснется. Но сейчас понял: если не учишься на чужих ошибках, то приходится на своих».
Константин, как, наверное, и любой заключенный здесь, хочет быстрее оказаться на свободе, вернуться домой к родным и близким: «Как выйду на свободу, сразу начну наверстывать упущенные годы. Буду землю носом рыть, но сделаю так, чтобы моя семья ни в чем не нуждалась. Надеюсь, дети смогут меня простить».
КОММЕНТАРИЙ
Начальник исправительной колонии-поселения № 16 майор внутренней службы Александр КУЗЬМЕНКОВ:
— К сожалению, в последние годы наблюдается тенденция к увеличению количества пьяных за рулем. С чем это связано? Считаю, с улучшением экономической составляющей у людей. Если у меня, допустим, первая машина появилась в 30 лет, то сегодня молодежь может позволить себе разъезжать на шикарном автомобиле уже в 18. Как показывает практика, зачастую подобные подарки им делают родители, поэтому в таком положении дел есть и их вина: ведь когда человек сам заработает деньги на такую дорогую вещь, то и отношение будет совершенно другим. К слову, стоит отметить, что и средний возраст нарушителей уменьшился: если раньше это были люди по 30—40 лет, то сейчас — до 30. Еще один интересный момент: из общего числа заключенных по «водительской» статье около 75—80 процентов в момент аварии находились в нетрезвом виде. Здесь, в колонии, исправляем их трудом и воспитательной работой. В основном люди раскаиваются и осознают то, что натворили. Правда, есть и такие, кто снова наступает на те же грабли, однако их единицы.
Дата публикации: 24 марта 2018