Рыболовы-любители Витебщины критикуют практику сдачи озер в аренду
Рыбаки витебского региона обеспокоенные практикой передачи в аренду водных объектов, выполнения условий аренды и порядка взимания платы за возможность пользоваться естественными водоёмами, они хотят донести свой взгляд до широких кругов общества и властей.
Общее ли достояние «Жемчужное ожерелье Беларуси»?
Витебщина — удивительный край, которому сказочно повезло с природой, а особенно — с озёрами и реками. Красота этого края по праву может посоперничать с самыми знаменитыми озёрными регионами планеты — Швейцарией, Карелией, Финляндией и другими. Здесь собрано невероятное количество озёр и многие из них находятся в глуши, где можно легко забыть о цивилизации и городской суете.
Если вы окажетесь в этом крае, то непременно найдете озерцо, которое вам нравится больше всего, и с тех пор весь год будете ждать лета, чтобы снова приехать на любимое место, забросить поплавок, покидать спиннинг или просто отвлечься от проблем. В Браславском районе озера занимают 8,4% территории — это максимальный показатель по стране. Отличились по площади водной глади также Ушачский, Чашникский, Россонский, Верхнедвинский и Городокский районы.
Жизнь, детство, юность многих жителей Витебщины непосредственно связана с озёрами и реками. Многие из нас с самого детства рыбачат, путешествуют, отдыхают на наших любимых озёрах. Недаром Витебскую область с её озёрами называют «Жемчужным ожерельем Беларуси». Для очень большого количества людей, живущих здесь, рыбалка — это не просто увлечение, а целая жизненная философия: для кого-то это отдушина, для кого-то способ побыть наедине с природой, но, поверьте, большинство наших рыболовов-любителей не относятся к рыбалке и водоёмам потребительски. Это несвойственно по духу белорусу, воспитанному и выросшему на этих озёрах, да ,и, в конце концов, в нынешних реалиях любительская рыбалка — это просто не рентабельно.
Ещё около 20 лет назад на самые примитивные детские снасти ловилась отличная рыба, раки. Мы путешествовали на велосипедах с друзьями по озерцам и речушкам области, и тогда даже мысли не было, что кому-то придёт в голову всё это распродавать, брать за это плату, уничтожать рыбу.
Мы гордились красотой, доступностью наших озёр, считали это достоянием страны и народа, по-доброму хвастались приезжим гостям нашим озёрным краем и обилием рыбы, а как иначе может быть, ведь это наш край, это создала природа сотни, тысячи лет назад, мы здесь родились и всё это наше, общее богатство. Сколько ночей проведено на берегу у костра в ожидании чудесного звона колокольчика, сколько утренних рассветов, вечерних закатов, это неотъемлемая часть нашей жизни, это у нас в душе…
Куда делась рыба?
Много воды утекло с тех пор. Конечно, хорошей рыбы стало меньше, рыба стала хитрее, стократно увеличилось количество, оснащённость и возможности рыболовов, но почти каждый мог найти своё место и способ по душе, учитывая количество и разнообразие озёр в нашем крае.
Однако, в последние годы, всё большие обороты стало набирать до боли неприятное для нас, простых рыболовов-любителей, да и всех неравнодушных к родной земле людей, такое явление, как продажа наших озёр, водоёмов и рек в аренду.
Речь идёт не о разведении рыбы, когда бизнесмен покупает искусственный пруд или целое рыбоводческое хозяйство, или ставит понтоны, следит за ним, зарыбляет, кормит, выращивает товарную рыбу и продаёт — тут всё логично и понятно.
Речь идёт об эксплуатации природных водоёмах, которые, как упоминалось выше, создала сама природа — ледники, какие-то естественные процессы или обстоятельства — наличием и обилием которых мы так гордились, которые, по сути, являются достоянием всего народа.
Среди рыболовов-любителей Витебщины всегда особенным местом в наших сердцах являлось Ушачское Поозерье. Это необычайный край огромного скопления больших и маленьких озёр, болот и речушек. Мы многие годы ездили с семьёй и друзьями на отдых и рыбалку в эти места и никогда бы не променяли их на какую-то Турцию или Болгарию, наши озёра — это другое, родное, то, что трогает сердце и душу.
Это были просто сказочные по красоте места, всем хватало места, знаменитое лещёвое Паульское озеро практически никогда не отпускало нас без улова, Берёзовское, Отолово, Усвея, Липно, Муроги, сколько раньше карася и щуки было в Кугонях.
Никогда не возникало даже мысли, что эти места, озёра и даже болота могут стать не нашим общим достоянием, а чьей-то практически собственностью с правом уничтожать, диктовать нам на нашей родной земле свои интересы и условия, продавать нам же наше достояние и право им пользоваться. Мы всегда считали подобные места с таким скоплением озёр и рыбных запасов уникальными и удивлялись, почему там, до сих пор не организован национальный парк или заповедник.
Но, к огромному нашему огорчению, мы, простые рыболовы-любители, жители этого края наблюдаем ужасающую картину. Касаемо нашей жемчужины – Ушачского Поозерья: за последние годы набирает обороты продажа самых хороших, красивых и рыбных озёр Поозерья.
Ушачским райисполкомом выставляются на аукцион и продаются с каждым годом всё больше и больше озёр этого края.
Озеро Паульское, которое славилось хорошим лещом и товарным судаком — несколько лет беспощадно полощется километрами сетей арендаторов, поголовье крупного леща и судака практически уничтожено, о чём печально свидетельствуют уловы рыболовов-любителей за последние годы.
Знаменитое болото Кугони, о котором ходили легенды, где в изобилии водился крупный золотистый и серебряный карась, щедро одаривавший своими мощными поклёвками и адреналином рыбаков, после аренды, стало похоже на безрыбную водяную пустыню. Сейчас в уловах только очень мелкие залётные щучки, мизинечная краснопёрка и, очень редко, карасик, что просто до возмущения несвойственно для этих мест.
Сейчас, скорее всего, похожая судьба ожидает любимое многими озеро Усвея, недавно проданное с аукциона Ушачским райисполкомом, а также озеро Берёзовское.
Схожая ситуация со многими другими хорошими, рыбными, знаменитыми среди рыболовов-любителей озёрами Витебской области. Мы, со слезами на глазах и болью в сердце, наблюдаем, как одно за другим распродаётся в аренду наше народное достояние, наши озёра: Лукомльское, Яново, Нещедро, Белое, Жеринское, Слидцы, Усвечье, Мыленское, Лисицкое, Должа, Круглое, Боровое, Лосвидо, Канаши, Гомель, Обстерно, Важа, Несино, Островно (Лепельский район), Заруженье, Сверзно, Жодень, Арлейко, Кривое и другие.
За что платить?
В нашем сознании, сознании простого человека, родившегося на этой земле, рыболова-любителя, не совсем укладывается понятие оплаты за возможность любительской рыбалки на естественном водоёме, в котором рыба разводилась естественным природным образом, которое является достоянием нашей страны и соответственно нашим общим достоянием (кроме специализированных прудов с разведённой для вылова рыбой).
Это же любительская рыбалка с удочкой, это же не промысловый лов огромного числа рыбы… Почему бы не повернуть бизнес-торговлю природой своему же населению в более логическое русло по отношению к жителям региона, рыбакам-любителям и неравнодушным людям, к природе.
Можно ведь, как в цивилизованном мире, организовать платные кемпинги и туристические стоянки с соответствующими условиями, инфраструктурой и сервисом, и взымать оплату за нахождение на их территории и сервис, при желании потребителя, но при возможности находится бесплатно за пределами такой территории (т.е. бесплатная альтернатива, но без условий и сервиса).
Но как можно брать деньги просто за возможность порыбачить на естественном озере, где рыба была до аренды, при этом беспощадно его выгребая, считая своим личным, кто даёт такое право спекулировать нашим правом пользования общим достоянием, нашей общей природой?
Не всем простым людям легко заплатить по 7-15 рублей с человека в сутки «доброму дяде» только за возможность помакать поплавок в природном озере с дикой рыбой. А если приехать с семьёй, да на несколько дней?.. Вот и приходится вычёркивать из списка любимых один за другим водоёмы, где учили рыбачить нас отцы, где всю жизнь мы рыбачили, где хотели бы видеть наших детей.
Как показывает практика и многолетние наблюдения, после нахождения в аренде, в озере практически не остаётся хорошей (ценной) рыбы. В большинстве случаев арендаторами на естественных водоёмах не соблюдаются условия по организации, подъездов, стоянок, беседок, туалетов, мусорных контейнеров и их обслуживанию, не соблюдаются нормы вылова и, самое главное — возмещению урона нашей природе — зарыблению. Чем дальше арендованное озеро находится от города и населённых пунктов, тем большая бесхозяйственность арендатора там господствует.
Природе возвращают пустые колодцы
Отсутствует достоверная и доведённая да нас, рыболовов, жителей региона информация о качестве, количестве, приживаемости и выживаемости малька при зарыблении, способности его в дальнейшем размножаться, если оно вообще проводится. Ведь каждый случай возмещения природе убытков (зарыбление) — должен быть эффективным, под строжайшим контролем, с привлечением общественности, строгой отчётности в СМИ и последующим контролем выживаемости и возрождения поголовья, иначе это бесполезное занятие.
В реальной жизни часть фактов зарыбления – блеф, часть не имеет результативного продолжения (рыба погибает, либо вылавливается). Ни в одном из арендованных озёр нет того количества рыбы, которое было до аренды, что свидетельствует о неэффективности либо отсутствии зарыбления в необходимых для возрождения объёмах.
Природе возвращают «пустые колодцы», которых с каждым годом становится всё больше и больше, это подтвердят все бывалые рыболовы и жители приозёрной местности, от которых часто поступает информация о работе арендаторов во время нерестовых запретов, о продаже неучтённой рыбы «налево», при этом все документы могут быть в порядке. Добросовестные случаи выполнения арендаторами всех условий – единичны.
Странным образом у некоторых арендаторов имеются на руках акты о приёмке по благоустройству прилегающей территории от вышестоящих организаций, при практически полном отсутствии реального благоустройства, тому пример озеро Вымно (Спортивное), Паульское и др.
Странно то, что арендаторам, не выполняющим условия по зарыблению и благоустройству на одном водном объекте, продаётся в аренду другой водный объект. Например, озеро Паульское имеет 7 подъездов, а за несколько лет аренды не было обустроено ни одной стоянки, не говоря про эффективность зарыбления. Этому же арендатору продан другой объект — озеро Усвея
Когда начинаешь задумываться — какой же будет рыбалка для нас, любителей, наших детей, лет через 10-20, когда начинаешь думать — куда бы из наших любимых мест свозить маленького сына, чтобы показать красоту природы, увидеть рыбку, сварить уху на костре, как в своё время брали нас с собой отцы и деды, становиться как-то не по себе.
С таким отношением и такими темпами, нам скоро нечего будет показать детям, кроме старых фотографий и воспоминаний о великих озёрах нашей Витебщины. Все хорошие, когда-то рыбные озёра, стали платные и при этом безрыбные по вине тех, кто всё это допускает, поддерживает или просто не препятствует.
Странно, что всё это делается на глазах, и, скорее всего, с ведома тех вышестоящих организаций и министерств, которые по своему предназначению, должны сохранять, беречь и заботиться о природе, чтобы было чем гордиться нашим будущим поколениям. Особенно косноязычно всё это выглядит, когда по всей стране объявлен год малой Родины, Год Родной Земли.
Несмотря на контроль со стороны специальных организаций, ведомств, реальная картина получается весьма печальная, и, что больше всего тревожит, с годами только растёт количество продаваемых в аренду озёр и рек. Это видят все рыболовы, это видят люди, жители Приозерья.
Что может сделать простой рыболов-любитель, неравнодушный к ситуации человек, патриот, если огромными цепочками, структурами и ведомствами это либо недостаточно контролируется, либо есть место бездействию, не исключена заинтересованность.
Самое обидное в этой ситуации то, что мы сами наносим непоправимый ущерб нашей земле, нашим озёрам, нашей природе, разрешая на законодательном уровне спекулировать и откровенно грабить наше великое достояние.
Неравнодушные рыболовы-любители Витебщины
Источник: https://news.vitebsk.
Дата публикации: 23 февраля 2018