Воля народа или театр абсурда?
Запахло жареным — руководство аккумуляторного завода в Бресте «Ай Пауэр» наносит первый, ответный удар в рамках закона.
Руководство ООО «Ай Пауэр» подало заявление в отношении жителя деревни Тельмы Демьяна Лепесевича. Он во время своего выступления продемонстрировал фотографию, якобы сделанную на аккумуляторном заводе в Пинске с изображенными на ней свинцовыми чушками. Заготовки, по словам Лепесевича, хранились на территории завода без навеса и на земле, а не на бетонном основании, как требуют ГОСТы.
Эта информация оказалась недостоверной и откровенной ложью, как об этом ранее сообщали в самом ДЭУ № 26 и ООО «АйПауэр».
Вероятно, кто-то подставил рядового гражданина Лепесевича, предоставив ему фотоснимок с дорожными плитами, это выяснит милиция.
Но такого развития ситуации следовало ожидать. Ответственность работает так, что любое публичное высказывание не имеет среднего, нейтрального результата. Если гражданин говорит правду, то ответственность несет виновный, если не докажет обратное. Если проверка подтвердит, что сказанное Лепесевичем – ложь, то финансирование завода будет увеличено ровно на сумму штрафа за клевету или порчу деловой репутации «Ай Пауэр».
Тем временем интерес СМИ и эмоции граждан к теме строительства аккумуляторного производства пошли на спад. Возможными остаточными потугами противников строительства стала пресс-конференция в редакции «Брестской газеты». Интерес к мероприятию был проявлен всего лишь блогером Сергеем Петрухиным, журналистами «Брестского курьера» и «Брестской газеты». Не присутствовали на пресс-конференции даже всезрящие представители польского телеканала «Белсат».
Блогер Александр Кабанов и два активиста рассказали журналистам о своих «расследованиях» по проблемам экологии завода и нарушениях при оформлении документации.
К сожалению, у активистов в результате их «расследований» оказалось вопросов больше, чем ответов, что внесло не ясность по строительству, а еще большее непонимание ситуации и неуверенность в их (активистов) компетенции и алгоритме дальнейших действий.
Что «расследовали» и сделали активисты?
Александр Кабанов в составе активистов попал на прием к министру природных ресурсов и охраны окружающей среды Беларуси Андрею Худыку. Активисты задали ему (министру) вопросы и попросили во всем разобраться.
Особо волнующиеся граждане начали забрасывать органы власти обращениями. Активные противники строительства завода инициировали сбор подписей за приостановку строительства завода и отчитались, что на 5 февраля собрано 28 500 подписей.
Блогеры, обладая актерскими способностями и используя языковые обороты речи с ярким эмоциональным окрасом, создали видеоматериалы с полулитературными намеками «Свинец — Бресту писец?», «Труба Патриота» и «Свинцовый Армагеддон».
Электронные СМИ и газеты дополнили блогеров печатными материалами об «улюлюкании» и «капающим из ушей свинцом».
С одной стороны данное явление можно расценить как очевидную реализацию свободы слова в республике, что законно и приятно. С другой стороны, как результат подобных информирований, полная сумятица и непонимание того, что происходит на самом деле. Большой объем не вызывающей доверия информации, эмоций и беспорядка. И это все притом, что одной из функций СМИ является ориентация человека в общественном пространстве и формирование общественного мнения.
Пошумели, попиарились, заявили об активной гражданской позиции, формировании гражданского общества, высказали о том, как плоха и несостоятельна власть, некоторые на фоне резонанса даже попытались построить предвыборную агитацию, а дальше что?
Власти отмолчались, «Ай Пауэр» через СМИ опубликовал компетентные заключения (мнения) специалистов-экспертов после которых сложилось впечатление, что свинец можно намазывать на хлеб.
А завод как строился, так и строится дальше. Так чего шумели то?
От автора.
Все действия в нашем государстве регулируются законом, в том числе и строительство аккумуляторного завода. Если будут найдены нарушения, то «Ай Пауэру» придется за них ответить, исправить, а при невозможности устранения остановить строительство или «адаптировать» законодательные нормы задним числом, но это совсем другая история. Иных законных методов остановки строительства третьими лицами, вероятно, нет и быть не может. В любом случае, данная ситуация есть ни что иное, как конфликт интересов граждан и представителей бизнеса, которые также являются равными гражданами по законным правам.
Нет, пожалуй, есть ещё один способ прекращения строительства — по сценарию Куропат, но в таком случае у граждан должна быть готовность оплатить издержки противостояния – штрафы и аресты, но готовы ли они? Да, и даже при таком развитии событий у противников строительства должны быть более, чем веские основания требований, иначе не миновать раздачи «бонусов» от стражей правопорядка.
Но такому сценарию, очевидно, не бывать. Подписавшиеся за приостановку строительства уже разделились на два лагеря. Половина за приостановку строительства до полного разбирательства, вторые – за полный запрет строительства. А это уже дробление усилий, что есть ослабление.
28 тыс. подписей в областном центре с населением около 350 тыс. человек –результат не только того, что не все брестчане разделяют точку зрения противников строительства, но и не информированность, «абыякавасць» людей и общее равнодушие к происходящему. Одним из подтверждений тому, очевидно, является запись Сергея Петрухина, в которой женщина пишет ему, что о «проблеме» завода она узнала только вчера (3 февраля), хотя общественность об этом гудит больше месяца.
А теперь, о гвозде проблемы. Противниками строительства выражаются опасения вредного воздействия производства на организм людей и окружающую среду.
Чем вреден или опасен свинец, который вылетит из труб именно «Ай Пауэра»?
В бытовой жизни мы встречаемся со свинцом в аккумуляторах наших автомобилей, декоративной косметике рыболовных снастях и охотничьей дроби, но против такого свинца нет протеста – он для нас оказался безвредным.
Ни активисты, ни «Ай Паауэр», ни действующая власть, ни СМИ не предоставили цифр о том, сколько умрет людей в городе, где 80% вредных выбросов приходится на автовыхлопы.
Задумайтесь, каким образом посчитать вред от воздействия свинца?
Существует статистика смертей от ДТП, пожаров, утоплений и различным другим несчастным случаям. Существует статистика по количеству смертей от болезней. Мы, конечно, можем притянуть за уши к причинам возникновения болезней Чернобыль и будущее производство и, безусловно, отчасти будем правы, но как отнять разницу приносимую употреблением алкоголя и курением для точности подсчета? А ведь есть еще много других факторов.
Думаете, я «за» или «против» завода? У меня ответа нет! Объем неоднозначной информации настолько велик, что принять решение в пользу строительства или против лично у меня не представляется возможным.
А что делать дальше, как быть?
Все действия в нашем государстве регулируются законом. Соответствующие министерства и службы рассмотрят все обращения граждан, досконально изучат вопрос и примут решение в соответствии с установленными законом нормами.
А все несогласия решаются в тишине судебных заседаний. Кто готов оплатить судебные издержки (несколько базовых) и юридические услуги и в суде, а не в Фейсбуке доказать волю и мнение народа?
Дата публикации: 9 февраля 2018