Сегодня Всемирный день борьбы с раком: наш материал о династии онкологов
Сегодня отмечается Всемирный день борьбы с раковыми заболеваниями. И это — хороший повод для того, чтобы вспомнить и поблагодарить тех, кто находится на передовой этой борьбы за жизнь. Среди них — династия онкологов из Минска.
И он — не один из семьи добился больших высот в медицинской сфере.
Пятеро членов этой необычной семьи каждый день борются за жизнь онкологических пациентов, трое — поправляют здоровье больных с другими заболеваниями, один — пока только грызет гранит медицинской науки. Знакомьтесь, семья Мавричевых из Минска.
Выбор на всю жизнь
Глава семейства встречает меня в своем рабочем кабинете в РНПЦ онкологии и медицинской радиологии имени Н.Н.Александрова. Анатолий Мавричев — заместитель директора по лечебной работе. И один из немногих, на чьих глазах развивались технологии и новые методы борьбы с раком. Более того, он сам принимал живое участие во многих научных разработках. Если подсчитать совсем скрупулезно, борьбе с онкологическими заболеваниями он отдал более 40 лет.
Анатолий МАВРИЧЕВ: «На профессиональный выбор внучек стараюсь не влиять».
Кабинет на самом деле еще таковым не стал. Пока Анатолий Сергеевич только обживается в этой комнате, расположенной в реконструированном административном корпусе центра. Стены кабинета пусты — ни рамок, ни фотографий. Но знаю, что их позже украсят почетные грамоты Совета Министров, Белорусского общества онкологов, Минздрава и Национального собрания. Его трудовая биография очень насыщенная. Студент Минского государственного мединститута, врач-хирург Логойской районной больницы, врач-уролог урологического отделения Минской областной клинической больницы, младший научный сотрудник, старший научный сотрудник отделения хирургических и комбинированных методов лечения, старший научный сотрудник лаборатории гипертермии и комплексной терапии, заместитель директора по лечебной работе РНПЦ. За каждой записью в трудовой книжке — годы работы и тысячи пациентов.
Это сейчас Анатолий Сергеевич — доктор медицинских наук, профессор, опытный врач. А когда был мальчишкой, долго колебался, выбирал между профессией летчика и хирурга. Говорит, нравились обе. Долго думал, и земное перевесило — остановился на медицине. Он стал первым врачом в своей семье. Мама — учитель, отец — лесник, родной брат всю жизнь служил во внутренних войсках. Отец, увы, по иронии судьбы умер от рака желудка в 60 лет.
Имея на руках диплом хирурга, Мавричев попал в Логойскую районную больницу. Чему, в общем-то, рад. Потому что уверен: молодому специалисту лучше начинать карьеру именно с небольшого медучреждения, где самостоятельно приходится решать, как лечить пациента. Это в крупном центре подскажут и профессор, и доктор медицинских наук. А когда размышляешь, глядя в эпикриз, потребуется пациенту операция или нет, это приучает к самостоятельности.
Сын Сергей (справа) и внук Иван уверенно продолжают династию онкологов
Спустя три года, в 1975 году, молодого хирурга пригласили в Минскую областную клиническую больницу. Там открылось первое в стране онкоурологическое отделение на 30 коек.
— Мы тогда не знали, как лечить таких пациентов. Да ладно мы, тогда этого никто не знал, — вспоминает профессор. — Пришлось снова сесть за учебники. Нам помогали врачи с кафедры урологии БелМАПО.
Методы лечения постепенно совершенствовались. А молодые медики смогли заняться наукой. В начале 1980-х годов отделение перевели в НИИ онкологии и медицинской радиологии. В 1983 году его расширили до 60 коек. Затем койки для онкоурологических больных появились во всех областных онкодиспансерах.
Яблоко от яблони недалеко упало
О достижениях онкослужбы и развитии РНПЦ Анатолий Мавричев может рассказывать долго. Меня же интересует другое — жена, дети (а их трое), внуки. Как успевал совмещать работу и личную жизнь? Особенно в молодости, когда и за операционным столом приходилось стоять часами, и срываться к пациентам вместе с экстренной службой в любую точку страны, и кандидатскую с докторской защищать.
— Успевали как-то вместе с Галиной Трофимовной, — улыбается Анатолий Мавричев. — Она у меня доцент, кандидат биологических наук, автор более 140 научных работ, лауреат премии имени Н.Е.Севченко. И, разумеется, мать троих наших детей.
А вот ее карьера началась в экспериментальной научно-исследовательской лаборатории НИИ неврологии, нейрохирургии и физиотерапии. Сначала лаборантом, а затем младшим научным сотрудником. Сейчас преподает на кафедре физиологии в БГУ. Но студенты знают ее под фамилией Маслова. Анатолий Сергеевич хитро щурится: паспорта после брака не меняли, так раньше было проще выехать за рубеж.
Разговариваем, а я знаю, что в эту самую минуту его сын Сергей стоит за операционным столом в соседнем корпусе. Талантливый врач, которого ценят коллеги и обожают пациенты. Сейчас он кандидат наук, заведует лабораторией онкогинекологии. Хотя, признается Анатолий Мавричев, думал, что сын выберет другую специальность. Потому что с первого раза в мединститут не поступил. Год отработал санитаром, а там и в армию забрали. Но от судьбы, кажется, не уйдешь.
Невестка Лариса — акушер-гинеколог, кандидат медицинских наук, тоже начинала с онкологии. Сейчас она заместитель главврача по лечебной работе городской гинекологической больницы Минска. А внук Иван только вступает в профессию. Выпускник Витебского медуниверситета, сейчас он осваивает онкомаммологию. Анатолию Сергеевичу сложно хвалить внука. Поэтому это сделаю я. Читаю в интернете отзывы: «А по поводу Ивана Сергеевича — кто попадет к нему, ни капли не бойтесь и не сомневайтесь, все пройдет на высшем уровне! Парень молодой. Очень аккуратен! Я побывала у многих врачей, но только у него на осмотре не кусала губы и не щурила глаза от боли. Шов идеальный. После операции несколько раз заходил, интересовался самочувствием».
Еще один кандидат медицинских наук, онкохирург высшей категории — младшая дочь Наталья Мавричева. Она устраняет физическое несовершенство, которым наделяет людей страшная болезнь. В ее специализации есть элементы эстетической медицины, уточняет профессор. У человека должна быть возможность выглядеть хорошо, даже во время болезни.
Сегодня в РНПЦ онкологии и медицинской радиологии работают четверо членов семьи
О трех внучках Анатолия Сергеевича узнаю по фотографии на полке в кабинете. Одна учится в техническом вузе, вторая — в медицинском, третья еще школьница, но уже посматривает в сторону мединститута.
Онкология сейчас не приговор
Восемь медиков, пятеро из которых связаны с лечением такого страшного заболевания, как рак. Каково это — каждый день видеть страдания и боль тех, кто потерял надежду на выздоровление? От такого сердце может не выдержать, даже у медика.
— Просто нужно любить пациентов. В нашей профессии не должно быть черствых людей, — уверен Анатолий Мавричев. — Такие, как правило, не задерживаются в онкологии. А если говорить о надежде на выздоровление, то она есть. Сегодня 1 — 2-я стадии заболевания уже не приговор. Сейчас мы выявляем заболевание на самых ранних этапах его развития. У нас появились новые лекарства, мы осваиваем новые технологии лечения. Главное — не бояться и вовремя обращаться за лечением.
Источник информации: www.sb.by
Дата публикации: 4 февраля 2018