Loading …

Рубрики

Эльвира Мирсалимова: Белорусский шоу-бизнес. Бессмысленный и беспощадный

Начну с неожиданного заявления для моих «даражэньких вяло-тряпочных парнишек в сермяге с орнаментами»: с большим уважением отношусь… к украинскому шоу-бизнесу. Да-да, именно так. Считаю, что вся эта развлекательно-массовая, вокально-телевизионная «движуха» на Украине проходит на высоком профессиональном уровне, чего не скажешь о происходящем в Беларуси.

Украинцы умеют сочинять удивительные песни. Талантливые артисты поражают мощными голосами. Телевизионные режиссёры воплощают яркие постановки. Восторг и восхищение! Скажу как есть: Украина полна талантами. В том числе и талантливыми бизнесменами от массовой культуры.

Отчего же подобными эпитетами мы не осыпаем наших белорусских артистов? Отчего так, мягко говоря, уныло и блекло они выглядят в «телеящике» и на сцене? Почему всё, что вот уже два десятилетия вершится на нашей эстраде, не приводит белорусов в культурный экстаз? 

 

 Евровидение

Оставим за скобками тот факт, что украинские исполнители побеждали на «Евровидении» только в моменты наибольшей политической ангажированности, во времена «майданов» – в «оранжевом» 2004-ом и «красно-черном» 2016-ом. Украинские исполнители на этом излишне распиаренном европейском конкурсе смотрятся предпочтительнее своих белорусских коллег. Из 14-летней «евровиденской эпопеи» Беларусь 9 раз не попадала в финал конкурса; самым большим достижением было 6-е место у Дмитрия Колдуна, продюсируемого Киркоровым. А вот запомнился лишь  Тео (Юрий Ващук) со стильной песенкой про пирог.

В «Детском Евровидении» мы «шагнули» куда дальше. Победы Ксюши Ситник и Лёши Жигалковича, «серебро» Андрея Кунца, «бронзы» Волкова и Заблоцкой. За 15 лет участия, юные белорусские дарования 10 раз превосходили «достижение» Колдуна. Но, увы-увы, мальчишки и девчонки, вкусившие европейской славы, так и не засверкали на белорусском (и каком-нибудь другом) «эстрадном небосклоне». 23-летняя Ксения Ситник — ныне журналист-фрилансер, а 21-летний Алексей Жигалковичучится на режиссёра телевидения…

 

Белорусский эфир

В момент написания этой фразы, вспомнились слова ослика Иа-Иа из мультика про Винни-пуха про «душераздирающее зрелище». Видимо, и весь дальнейший абзац меня будет преследовать озвучка Эраста Гарина…

Про 75% белорусской музыки на национальных радиостанциях высказались все кому не лень. Отчего бы и мне не всунуть свой алтын, тем более что ещё звучит голос гаринского персонажа.

С начала 2000-х процент звучания белорусских исполнителей в радиоэфире перманентно увеличивался. Помню, как  студенты, умудрявшиеся за бессонную ночь состряпать авральную курсовую, за этот же срок бессознательно выучивали и многолетний репертуар «Песняров», «Сябров» и «Верасов». Потому как ушлые музыкальные редакторы за ночь наверстывали «суточную 50%-ную дозу» белорусских исполнителей, транслируя в эфир весь послевоенный аудиоархив госфонда звукозаписи. Но вот грянул 2005 год, и «всплыли» те самые 75%…

И всё что каким-то боком было причастно к нашей земле, любой звук здесь извлеченный или некий стишок земляка, положенный на музыку российских композиторов, как говорится, полилось из всех репродукторов… Вспомнили, что Антонов, Корнелюк и (прости, Господи!) Борис Моисеев – чуть ли не наши главные артисты. Песня «Этот город» группы «Браво» стала белорусским хитом, потому как наш автор – Василий Шугалей. Этно-группы вроде «Паласа» и «Троицы» обрели вторую молодость. Начинающие ди-джеи всех мастей упражнялись в ремиксах на известные хиты, и их транслировали, потому как «наша обёртка» вполне себе «прокатывала» для отчётности.

И отечественная эстрада, действительно, получила мощный толчок для развития. Сейчас и не припомнить всех исполнителей, появившихся в тот период. Но их стало действительно много. И это, видимо, было хорошо. Не мне, с моим безвкусием, судить о качестве той музыки. Но многих исполнителей того периода было приятно слушать. Лариса Грибалёва, Алексей Шедько, «J-Морс», кавер-группа «Flat», N.R.M, Крамбамбуля и т.д.

Нет смысла всех перечислять. Но что случилось потом?… Почему эти 75% привели к тому, что подавляющее большинство белорусской молодёжи и людей среднего возраста перестали слушать отечественную музыку?

Для того, чтобы найти ответ, отсмотрела (в записи и перемотке) новогодний эфир на БТ… И я нашла таки ответ! Об этом чуть позже, очень уж хочется быстрее перейти к следующему абзацу. Добавлю лишь, что запрет композитора Эдуарда Ханка на использование белорусскими исполнителями своих песен привёл к жуткому результату. Ядвига Поплавская пела совсем уж неприглядную версию «Завирухи», автором которой указала себя саму… А ведь всесоюзнолюбимый композитор Ханок написал такие белорусские хиты, как «Я у бабушки живу», «Малиновка», «Вы шумите, берёзы», «Здравствуй, чужая, милая». И подумалось, а вдруг он запретит Пугачёвой исполнять свои «То ли ещё будет» и «Ты возьми меня с собой», а остальным – табу на прослушивание шлягера «Потолок ледяной, дверь скрипучая»…

 

Наши за рубежом

Тут одна радость и гордость. Тут цвет таланта и торжество наших достижений. Здесь можно ограничиться лишь перечислением современных исполнителей: «бумер» Серёга«Ляпис Трубецкой» Михалка, «паратруперы» из «Леприконсов»Наталья Подольскаягруппа «Краски»Екатерина Иванчикова и группа «IOWA» («Айова»). 

Некоторые наши малоизвестные исполнители засветились на украинских конкурсах и телешоу. Виктория Шейко, Юрий Навроцкий (Юзари), Дима Каминский, Егор Шаранков, Анастасия Малашкевич и мн. др. В украинском варианте шоу-проекта «Голос. Дети» успешно выступает витебский парень Саша Минёнок. Правда, он представился как исполнитель из… Киева.Возможно потому, что в «демократической» Украине не может стать победителем представитель другой страны.

Но давайте вспомним и присутствие наших белорусских артистов в российском «Голосе». Удивительно не столько участие начинающих артистов вроде Яна Маерса (Цыбулько), сколько появление на телеэкранах наших «звёзд» – Петра ЕлфимоваИвана Вабищевича («Дядя Ваня»), Колдуна-младшего…

Вот тут-то мы и приблизимся к обещанному ответу на вопрос о любви зрителя к отечественной музыке. Эту простую мысль,которую наконец-то осознали Елфимов и перечисленная компания, все эти годы доносили наши прославленные «Песняры», Ярослав Евдокимов, «Сябры» и «Верасы» и тот же Ханок. Это продемонстрировал победитель «Голоса» Сергей Волчков:необходимость создания единого российско-белорусского телевизионно-музыкального пространства.

Выход на 300-миллионную аудиторию постсоветкого пространства возможен только через единство с российским шоу-бизнесом.

Можно сколь угодно долго ругать Советский Союз, но именно в те годы весь многонациональный СССР, от мала до велика, от Прибалтики и Молдавии до Владивостока и Киргизии, пел на белорусском языке «Касiў Ясь канюшыну», «Лягу-прылягу» и «Завiруха мяце завiруха». Именно тогда настоящими звёздами стали исполнители из национальных республик.

Культура небольших по площади и населению республик имела аудиторию почти в 300 миллионов человек, проживающих на 1/6 части суши Земли. Задайте себе вопрос: кого из нынешних эстонских, киргизских или, скажем, грузинских исполнителей вы знаете?

Отделенная от политики белорусская, украинская и российская культура должна иметь подобающее телевизионное обрамление и соответствующую подачу. И подобно единому европейскому рынку, непременно должно быть создано наше единое пространство музыки, красоты, таланта, бизнеса и культуры.

Автор: Эльвира Мирсалимова

Дата публикации: 1 февраля 2018

...