Ни ума, ни фантазии: на что тратят деньги белорусские коррупционеры
Почти четвертьвековая борьба Александра Лукашенко с коррупцией дала поразительные результаты: взяточников от года к году становится только больше, а берут они уже не тощими конвертами, а чемоданами. А когда откат и в чемодан не помещается, то принимают безналом на счета в зарубежных банках.
Когда речь идет о небольших взятках, до нескольких тысяч долларов, как правило, в протоколах следователи пишут: «Потратил на личные нужды». А если в деле фигурируют десятки, сотни или даже миллионы? Что они с ними успевают сделать до задержания? На что тратят, проще говоря? Частично ответы на эти вопросы «Белорусский Партизан» нашел в ряде громких коррупционных дел.
8 сентября 2017 года суд Центрального района столицы вынес обвинительный приговор по коррупционному делу о взятках в «Беларусбанке». Бывший первый зампредседателя правления Геннадий Господарик наказан лишением свободы на срок 7 лет и 6 месяцев. Его подельник Николай Цырто, в прошлом замдиректора департамента — начальник управления кассового обслуживания департамента по работе с ценностями, получил 9 лет.
Господарик признан виновным в получении взяток на общую сумму 215 тыс. долл. Своей взяткой он, на первый взгляд, распорядился умно — купил на них валютные облигации на предъявителя. А вот дальше… Просто взял и закопал в огороде своего дома в Минске. В ходе обыска их не нашли, сам признался и сказал, где надо копать. В суде пояснил, что ни цента не потратил, потому что предполагал, что рано или поздно за ним придут с наручниками. Спрашивается, зачем тогда брал?
Его подельника Цырто суд признал виновным в получении мзды на общую сумму 470 тыс. долл. Цырто признал вину частично и только в получении 150 тыс. долл. По его словам, на взяточные деньги он купил Mercedes-Benz ML 280, 2009 г.в. Специальной конфискации подверглась квартира дочери Цырто в Минске на проспекте Независимости.
По удивительному совпадению квартира была приобретена супругой Цырто именно за150 тыс. долл., а после подарена дочери. Молодая женщина пыталась доказать в суде, что недвижимость была приобретена на ее и мужа средства, а папа здесь ни при чем. Суд не поверил.
29 сентября 2017 года в суд Московского района столицы приговорил к 8 годам лишения свободы бывшего исполнительного директора «Беларусбанка» Анатолия Боговика. Редкий случай — взятка была безналом с перечислением на счет кипрского банка, который был открыт на имя отца Боговика. Сумма взятки – почти 95 тыс. долл.
По словам, обвиняемого, эти деньги он намеревался потратить на образование своих детей. В ходе следстви Боговик передал следователю банковскую карту и назвал пин-код. Однако попытки снять деньги успехом не увенчались. Кипрский банк на запрашиваемую операцию ответил отказом. Чтобы смягчить ответственность обвиняемого, родственники Боговика собрали нужную сумму и внесли на депозит суда.
Экс-замминистра получил 8 лет, его подельник — 5 лет «домашней химии». Бегун обвинялся в получении четырех взяток на общую сумму всего 24 тыс. руб. В последнем эпизоде фигурировали 5 тыс. долл. По словам Грица, Бегун собирался на эти деньги отдохнуть на Гоа. Доллары, к слову, были меченные, использовались для проведения оперативного эксперимента в отношении замминистра. Вместо Гоа – колония усиленного режима.
Эта история свидетельствует, что белорусская коррупция вышла на мировой уровень. Зубарев полностью признал свою вину в получении взяток на общую сумму 3 млн. долл. от представителей иностранных компаний. Деньги шли на счет его офшорной фирмы, которая была зарегистрирована в Шотландии.
На допросах он признался, что на взяточные деньги купил Mercedes, дом в Венгрии вблизи озера Балатон и акции одной из компаний, от которой получал дивиденды. Ну, и на собственные нужды тоже тратил. Чтобы смягчить ответственность, ему необходимо вернуть все, что взял.
…Вероятно, все эти персонажи взятки брали не без страха. До них уже была масса коррупционных показательных профилактических примеров, но боятся и все равно берут. Даже больше, чем брали. Минувший год отметился очередным рекордом.
В 2017-м правоохранители выявили 1922 факта получения взяток. В 2016-м – 1254. Рост более чем на 50%. Примерно 150 взяток в месяц или по 5 взяток ежесуточно.
Дата публикации: 31 января 2018